47news пробежался на запах в городе Отрадное, где коммунальный коллапс. Вода-то ладно… Жители удивили.

"Это шок. Напугали всех, что в туалет нельзя ходить. Я утром бутерброд съел, чай и все. Мало ли в туалет захочется, а куда? В лес? Женщину вез, она тоже боится. Сын опасается унитаз сливать, мол, а если у соседей проблемы будут", – энергично жестикулируя, говорит таксист Эльхан.

В Отрадном он с 1985 года и отключения канализации во всем 25-тысячном городе не припомнит.

photo_2023-06-01_22-40-51.jpg Эльхан моет руки из бутылки с водой

Вечером 30 мая на очистных произошла авария: все стоки Отрадного пошли в Неву. Для ремонта утром 1 июня отключена вода и канализационные насосы.

Город небогатый, но чистенький. Людей на улице мало – будни. У центральной площади – уютное кафе. На вопрос, как без воды, колоритная буфетчица пожимает плечами.

– Водой затарились, а туалет закрыли, – кивнула она на дверь.

На проеме – крест из изоленты.

– Вы ж понимаете, в городе телевидение, – благоговейно сказала она. (По городу действительно сновали съемочные бригады).

– Я извиняюсь, а по нужде вы куда?

– На площади биотуалет, – как-то неуверенно сказала дама.          

Видео: 47news

Там действительно жмутся друг к другу пара салатовых кабинок, очередей не наблюдалось. Рядом резвилась детвора под музыку (несмотря ни на что праздник ко Дню защиты детей и нескончаемое "Мы любим буги-буги, мы танцуем буги-буги каждый день"). С кабинками занятно. Роспотребнадзор предписал поставить чуть ли не у каждого дома, но незадача – чиновники местной администрации оборвали телефоны всех, сдающих в аренду, но тщетно – все уже зафрахтованы под праздник.

– Подходи-и-и, набира-а-ай, – зычно звал водитель водовоза неподалеку.

– Водичка откуда? Вкусная? – спросил я в той же древнерусской манере.

– Вот кировская, а вот коммунарская. Вся хороша, – смеясь ответил он, показав на водовоз по соседству.

В мясном продавщица не прочь поболтать: "Такого никогда не было. Хоть бы канализацию включили, вода-то ладно. Пойду в уличный туалет", – будто боец перед схваткой заводилась она, добавляя к общей картине: "От люков запах!". Пожилая провизор улыбается: "С трудом, но держимся. Хотя, что уж там, переживем как-нибудь". Молодая мать Ольга разводит руками: "Не было такого".

Но самый частый ответ был забавнее. Захожу в маленький суши-бар.

– Как вы без туалета? – заботливо спросил раскосую девушку.

– Как-то так, – застеснялась она.

С пожеланием держаться попрощался.

Рыжая аптекарша с хитрыми зрачками ответила похоже, но с пониманием:

– Как-то так. Но ведь чинить-то надо.

Наверное, тайком ходят, заподозрил я.

Нина Ивановна на прогулке с внуком не так безмятежна: "Кошмар. 50 лет живу и такого не было. Водой я запаслась, бывало и по три дня не было. Еда наготовлена, все по плошкам".

– А остальное? Внук вот у вас.

– Пришлось придумывать. Взяла ведро, в него два мешка полиэтиленовых, внутрь газеты и сверху унитазное седло. А сама в лесок. Но каково тем, у кого не один ребенок? – восклицает наш Кулибин.

Улыбчивый хозяин шавермы с восточным акцентом мелодично произнес: "Нет воды, вообще нет! И туалет закрыт. Как-то так", – услышал я уже привычное.

Пора бы на очистные, а то, как они там без меня починят, подумал я и прыг в такси.

– В городе – коллапс? – спросил меня шофер (сразу понял, у кого спрашивать).

– Справятся, – ответил я на умных щах.

– А у меня частный сектор, септик, все как у людей, – доволен водитель.

Тропинка к очистным вьется от гаражей, а рядом сгрудились черные иномарки всех мастей. Сразу видно: начальство на месте. Ускорился. Оп-па и выскочил на берег Невы. Красота – на меня смотрит баржА. Справа лес, ну чисто джунгли, птички чирикают. По мере приближения, в нос лезет жуткий запах – пардон, будто куриный помет в уксусе варили. И он все гуще, гуще. Под ногами – черная слизь, кроссовки скользят на крутом берегу. Отсюда все и поперло в Неву. Коммунальщики уже тормознули потоки, осушили. Смотрю, один присел на корточки и долго так, пристально смотрит в люк среди леса. Ей-богу, демона ЖКХ там разглядел. Кто-то рядом ловко подколол: "Ну конечно же как без вас, журналисты на запах идут".

"Нельзя сюда", – сказал из-за решетки строгий дядя. "Ну да, конечно", – ответил я. Калиточка нашлась метрах в десяти. Заходим. Мама дорогая. Огромный бетонный, полуразвалившийся резервуар с ветхими ржавыми перилами наполнен чем-то опасным и вонючим. Такие котлы точно у чертей в аду. Запустение, бурьян по пояс. На здания без слез не взглянешь: окна выбиты, кирпич обвалился. Показалось, наверху истлевший красный стяг. Но нет, это сигнальный флаг. Ощущение, забыли про очистные лет тридцать назад. Подхожу ближе: под ногами что-то предательски просело и тонко заскрипело. "Осторожно, не сигани", – окрикнули сзади. Отошел, представив картину.

Вот с десяток проверяющих и командующих. Костюмы помалкивают, спецовка руками машет, а прокурорский мундир в телефоне завис. Наверно, меня за своего приняли, мало ли, ходит, фотографирует. А рядом – две машины Леноблводоканала, как слоны среди берез, притулились. Вдруг что-то заухало, зажурчало, в резервуаре вода забурлила.

Видео: 47news

"С утра работаем. Пустили! Давление приличное, посмотри. Заработало. Но особо не набирается. Нормально уходит? Да", – пошла многоголосица работяг.

Выбираюсь, а сверху чайки орут, опасно пикируют, словно я яйца из гнезда жру. Только баржа незыблема, притворяется потрепанным китом.

Глава администрации Отрадного Александр Морозов отбивается от прессы: "Туалеты на площади… Сегодня воду дадим. …Все будет". А рядом уютная "буханка" водоканала, внутри скучает парень в спецовке. К нему вопросов нет. Мимо прогромыхала исполинская машина – эта штука под давлением прочищает трубы.

photo_2023-06-01_22-56-16.jpg

Пора обратно, пробежаться по городу, поспрашивать.

Вот кафе в бизнес-центре. Барышня за стойкой огрызнулась: "Как-как. А вот так!".

– А руки можно помыть? - спросил в деловой интонации. Мол, кафе же.

– Нет! Во всем городе все закрыто, – пресекла она ересь.

Ее соседка в магазине была мила и расположена к беседе.

– Ну как вам сказать. Чай и воду стараемся не пить.

– Помогает?

– Раньше закроемся, домой поедем. А туалет где-то там был, – махнула она рукой, как в сторону легенды.

Подергал ручку их туалета, действительно закрыто.

Ну хорошо. А в сетевых то магазинах как. Но куда там. Не люди, а кремень.

На кассе в "Магните" опрятный мигрант с голубыми глазами невозмутимо ответил:

– Не ходим.

–  Это как?

– Ну вот так. (Они точно сговорились).

– Вообще?

– Да, – со всей восточной мудростью ответил он.

В "Пятерочке" пожилая кассирша работает недавно, ошибается с кнопками, но честно удивила: "Сливаем ведрами, вчера запаслись. А воды достаточно".

В администрации города вежливая женщина на вахте дисциплинированно ответила на нескромный вопрос: "Мы все в биотуалет ходим".

– Но вас же много.

– Вот и ходим.

– А как мамам с детьми? – показал я за окно.

– Вот мы праздник для них и сделали, – слегка не ответила она.

Оттуда снова донеслось: "Мы любим буги-буги, мы танцуем буги-буги каждый день".

Кстати, в фонтанчике вода была. Пожалуй, единственное место в городе, где на то счастье можно было поглядеть.

photo_2023-06-01_22-57-34.jpg

Выдохнул, зашел перекусить и поймал диалог мамаши с официанткой:

– Можно хотя бы ребенку сходить?

– Нет, никак, простите. Во всем городе так.

Ради эксперимента попросил антисептик, но его не нашлось.

– А давайте я вам в тарелочку горячей воды налью, – пожалела она городского.

– Давайте, – удивился я такой теплоте.

Вышел и встретил бабулю с авоськой. Она ответила на зависть многим: "Милок, я из деревни. Мне эти отключения вообще не интересны".  

Виктор Смирнов,
47news

Воду к вечеру включили. Почему это только начало коммунальных передряг в Отрадном, читайте здесь.