Сквозь крохотную деревню под Кингисеппом снуют сотни грузовиков. Дорога стала фронтовой, а на головы летит из кузовов. Но это только начало.
Поток грузовиков с песчаных карьеров ежедневно проходит сквозь поселок Тарайка в Кингисеппском районе Ленинградской области. Они круглосуточно месят разбитую грунтовую дорогу, превращая ее в кашу. На легковушке толком уже не проедешь, вязнут и сами грузовики.
Как рассказала жительница поселка Софья, грузовики здесь ездили и раньше. Дорога ведет к нескольким песчаным карьерам: "Воронья гора", "Тарайка-3" и "ДЭУ-43". С 2021 года поток усилился, в 2022-м стал крайне плотным. Дальше — больше.
В 2021 году в Усть-Луге началось строительство мегазавода Газпрома. Работы ведут "Русхимальянс" и БХК совместно с китайским консорциумом СС7. С похожей на Тарайку ситуацией сталкивалась деревня Лужицы.
"В деревне постоянно живет 29 человек, а фур в день проезжает несколько сотен. И ночью везут. Шум, грязь, пыль. Прекрасно живем, приезжайте к нам отдыхать", — иронизирует Софья, видимо намекая, что весной и летом приезжают дачники с детьми.
Другая жительница вспоминает, что в прошлом году, когда было совсем не выносимо жители выходили на дорогу и чуть ли не ложились на дорогу на пути грузовиков.
Один из игроков карьерного рынка рассказал, почему трафик идет через Тарайку: "Вынуждены ездить, другой дороги ведь нет. Но мы по мере возможности за этой дорогой ухаживаем: зимой снег убираем, посыпаем противогололедными средствами, летом поливаем, ровняем грейдером. Сейчас собираемся дважды в неделю машину-поливалку пустить". (Жители поселка факт помощи подтверждают).
По данным 47news, еще полгода назад подрядчики "Русхимальянса" ездили и по объездному маршруту. И все якобы были предупреждены, что через Тарайку ехать нельзя. Другое дело, что так значительно короче и выгоднее — топливо, амортизация, зарплата.
Синим цветом выделен участок трассы "Кингисепп — Краколье". По нему действительно первое время шло движение грузовиков, но дорога быстро пришла в плачевное состояние. Дорожники начали частичный ремонт на самом разбитом участке и порой вводили реверсивное движение. Перевозчикам стало неудобно, они пошли по пути наименьшего сопротивления и переориентировались на Тарайку.
Компания "Воронья гора" принадлежит юрлицу из Гатчинского района, карьер "Тарайка-3" — "Группе ЛСР". Лицензию на разработку карьера "ДЭУ-43" в 2012 году получило ООО "Фактор-Недра", котором владеют два физлица.
Тем временем, собеседники 47news в Газпроме заверяют, что сотрудники РХА выезжали в рейды и наказывали нарушителей-подрядчиков. Но говорят, что и тогда трафик песка на стройку был примерно 10% от общего.
Сегодня на дороге стоят знаки ограничения нагрузки в период просушки — 5 тонн на ось.
— А почему песок сыпется с машин? Может перегруз? — уточнил 47news у одного из перевозчиков.
— Мы за этим следим. Пыль не из кузова, а потому что идет переход гравийной дороги в асфальт, — уверяет собеседник. Впрочем, судя по видео, дело вряд ли в пыли.
В дорожном комитете Ленобласти рассказали, что участок дороги через Тарайку полноценно будет ремонтироваться летом этого года. То же самое касается продолжения ремонта "синего" участка дороги "Кингисепп — Краколье". Сейчас обслуживающая организация ведет мониторинг, убирает деформации покрытия, вызванные движением большегрузов.
В августе 2021 года РХА подписало соглашения с Ленобластью о перечислении 2 млрд рублей на приведение в порядок 67 километров дорог в Кингисеппском районе.
"Пока же, по просьбам жителей здесь периодически дежурит передвижная камера контроля скорости", — сообщили дорожники.
По словам председателя комитета Дениса Седова, запретить работать карьерам полномочий естественно нет:
"Все будем приводить в порядок. Ведем диалог с "Русхимальянсом" о выделении дополнительного финансирования: поврежденных дорог оказалось больше, чем предполагалось. Надо понимать, что там гигантская стройплощадка. Везут не только через Тарайку и не только песок — от грунта до негабаритной техники".
По данным 47news, работы по отсыпке площадки "Русхимальянса" подходят к завершению, а БХА идет с опережением плана — скоро начнется этап забивания свай. Следовательно, объемы подвоза песка уменьшатся. Это дает надежду жителям Тарайки.
Но надо понимать, что работы на мегастройке ведутся на 400 гектарах. И если задача отсыпки площадки близится к завершению, то задача вывоза изъятого грунта остается. То есть, вереницы грузовиков пока никуда не денутся. А дальше жителей региона ожидает следующий сюрприз — до июня будет решено, когда на стройку заедет от 10 до 12 тысяч рабочих. Сейчас там трудится примерно 3,5 тысячи. И речь не только о китайцах.
Виктор Смирнов, Евгения Парникова,
47news
На момент публикации в ЛСР на вопросы редакции не ответили. В "Русхимальянсе" вежливо отказались от комментариев, до представителя БХК не удалось дозвониться. В компании "Фактор-Недра" сообщили, что "уже два месяца перевозок нет". С официальным представителем "Вороньей горы" связаться не удалось.