Арендаторы лесов в Ленобласти так разочаровались в бизнесе, что готовы к закрытию. После прикрытия форточки в Европу им нечем платить. Цифры перевалили за сотню миллионов.

Закрытие для древесины из Ленобласти крупных зарубежных рынков сбыта усугубило проблему поступления в бюджеты платежей от арендаторов за пользование лесными участками. Ставшую ощутимой проблему 19 апреля обсудили по поручению регионального прокурора Сергея Жуковского. Саму встречу подбила цифровая констатация: с начала года под сопровождением надзора удалось добиться снижения образовавшейся недоимки по лесным платежам на сумму более 20 млн рублей.

Как сообщили 47news в комитете по природным ресурсам, по состоянию на 1 апреля размер задолженности по платежам по действующим договорам аренды в целях заготовки древесины составил 109,2 млн рублей, в том числе в федеральный бюджет — 94 млн рублей, а в бюджет Ленинградской области — 15,2 млн рублей. Среди "лесников" имеющих наибольшую задолженность, упоминают родственные ООО "Лес-Луга" и ООО "Луга-Лес", ООО "Мегатех", ООО "Альфа", ООО "Траст Лес" и ООО "Прогресс".

47news обзвонил тех, кого уличили в неаккуратности платежей в бюджет. Представители фирм неохотно шли на контакт с прессой. О величине задолженностей и перспективах её погашения арендаторы предпочитали не распространятся, либо выбирая общие слова о тяжёлом положении в отрасли, либо констатируя, что "не пилим мы ничего давно, а когда начнём — не знаем" или "пока работать не начнём — платить не будем". Особо отчаянные добавляют: "Да и пусть закрывают".

Тем не менее, самые смелые сообщили, что в текущих условиях не видят смысла платить за использование лесов. Во-первых, так как их уже месяцев восемь как не используют, а во-вторых, нечем.

"Как я могу заниматься заготовками, когда у меня нет сбыта? Я что-то смогу заплатить, если я что-то продам. А у нас получается какой-то безтоварный отпуск, как в советские времена говорили. Деньги у меня возьмут, а товаром-то они не обеспечены. Я уже и объёмы снижал. Сначала у меня 48 тысяч кубометров в аренде было, потом дошёл до 22 тысяч. И вот за эти кубы я должен в год заплатить 3,8 млн рублей. Пилишь ты или не пилишь — никого не волнует. Восемь раз в год от тебя должен прийти платёж. А где я сейчас эти деньги возьму?" — рассказал 47news директор "Кингисеппского леспромхоза" Дмитрий Ханейх.

Как  ранее сообщал 47news, в 2022 году заготовка древесины в Ленобласти рухнула на 31,5% — до 3,7 млн кубометров. В последний раз в регионе заготавливали меньше четырёх кубов только в 2009 году. Фактически с лета прошлого года отрасль встала. То же самое про наш лес говорят и соседи. Доля российского древесного импорта в финской лесной промышленности снизилась более чем в два раза — до 27%. Из-за санкций поставки леса из России практически полностью прекратились в июле.

Один из представителей лесного неплательщика из Лужского района, отвечая на вопрос 47news о возможных вариантах выхода из ситуации, предположил, что отчасти могла бы помочь хвойная номенклатура. С её сбытом дела обстоят лучше, чем с лиственной.

"Весь Северо-Запад был привязан к Европе. 14 млн кубов шло в Финляндию, Швецию, Германию. Не только от нас, а из Архангельской области, с Вологодчины. Причём в основном это древесина лиственных пород — берёза и осина. Если бы можно было получить хвойные участки под аренду, то может, мы и по платежам что-то отдали бы. Хвоя дороже, и её, худо-бедно, можно продать на внутреннем рынке. Хотя, кто нам её, хвою, отдаст. Но так — вообще беда", — рассказал 47news собеседник.

По состоянию на 1 января 2023 года, на территории Ленобласти в аренду было предоставлено 2230 лесных участков общей площадью 5205,5 тыс. га, в том числе для заготовки древесины 202 лесных участка общей площадью 4751,2 тыс. га. Для заготовки древесины лесные участки представлены 97 лесозаготовительным предприятиям.