Для Superjet не хватает новых американских свечей зажигания, поставки которых прекратились из-за санкций. В перспективе эта проблема может сказаться на интенсивности полетов.

Операторы региональных самолетов Superjet 100 (SSJ100) столкнулись с дефицитом свечей зажигания для российско-французских моторов SaM146. Об этом РБК рассказали собеседники в авиакомпаниях, эксплуатирующих такие самолеты.

Сложившаяся ситуация ведет к риску остановки части парка Superjet "в течение ближайшего времени и постепенному полному прекращению полетов всего парка воздушных судов", говорится в письме первого заместителя гендиректора "ИрАэро" Владимира Панфилова, которое он отправил в Минпромторг.

"Это ставит под угрозу выполнение программы полетов по перевозке пассажиров, в том числе социально значимых", — предупредил Панфилов.

В перспективе эта проблема может сказаться на интенсивности полетов Superjet авиакомпании "ИрАэро", подтвердил ее гендиректор Юрий Лапин.

"Но прямо сейчас все в порядке — несколько запасных свечей у нас есть, поэтому интенсивность полетов не снижаем", — подчеркнул он.

По словам Лапина, другие перевозчики тоже сообщали о ситуации с дефицитом свечей в Минпромторг.

Дефицит новых свечей зажигания на рынке есть, и он достаточно серьезный, согласен председатель совета директоров авиакомпании "Азимут" Павел Удод. По его словам, промышленность предложила несколько вариантов решения проблемы, но пока хотя бы один из них не будет сертифицирован, перевозчик не намерен увеличивать налет своих Superjet в летний сезон.

У "Якутии" новых свечей на складе нет, но осталось несколько бывших в употреблении, поэтому до конца 2023 года их должно хватить, сказали источника, близких к этому перевозчику.

"Очень ждем, что российская промышленность решит вопрос с их скорейшим импортозамещением. Если этого не случится, перевозчикам придется останавливать эксплуатацию Superjet", — соглашается собеседник в другой авиакомпании.

По данным телеграм-канала "Авиаторщина", с дефицитом столкнулся даже крупнейший оператор Superjet — авиакомпания "Россия" (входит в группу "Аэрофлот"), которая в весенне-летнем расписании будет летать только на 40% Superjet из общего парка в 76 бортов.

Представитель "Ростеха" утверждает, что импортозамещение по всей востребованной номенклатуре изделий для Superjet, включая свечи зажигания, "идет полным ходом".

Superjet — это результат сотрудничества конструкторов "более чем из 20 мировых лидеров авиастроения", говорится на сайте Объединенной авиастроительной корпорации. Еще в 2006 году, на стадии проектирования мотора для Superjet, группа Safran выбрала производителем нескольких систем (включая свечи) для мотора SaM146 американскую компанию Unison Industries. Но после введения санкций против российской авиаотрасли в 2022 году в ответ на начало спецоперации на Украине (в том числе запрет на поставки самолетов и запчастей) поставки свечей и других расходных материалов из США фактически прекратились.