Первый украинский год создал в нашем сознании уникальный код — фразы. Их понимаем только мы. Попробуем не забыть. Разберем СВО на цитаты.

Прошёл ровно год, когда человечество проснулось в другом мире. За эти 365 дней у нас поменялось не только восприятие действительности, но и появились особенные фразы, понятные только здесь и сейчас. Контекст СВО породил народные коды, реагировать на которые невозможно без знания, порой досконального, фактов.

Все эти слова и словосочетания в большинстве случаев не могут быть понятны иностранцам. Как труднопереводимые фразочки, вроде "да нет наверное", настоящее ощущение которых невозможно передать буквальным переводом.

47news фиксирует коды СВО.

Главным, конечно, следует считать выражение "Где вы были восемь лет?". Его уже обозначают как клише российской пропаганды, которое стало широко использоваться населением. В основном — в качестве аргумента причин начала спецоперации. Непосредственно объясняет, что военные действия в Донбассе начались в 2014 году, и с тех пор общество не особо беспокоилось о судьбе мирного населения.

Примерно на том же уровне упоминаемости — "Не всё так однозначно". Используют в ироничном ключе, поскольку изначально фразу стали произносить ярые сторонники спецоперации, а также те, кто позиционировал себя как человека вне политики. Если в лобовую, она означает, что на самом деле всё слишком однозначно, но произносящий эти слова человек даже не пытается вникать в аргументы другой стороны, а принимает на веру удобную ему позицию.

Оттуда же - "А что случилось?". Иронично показывающая людей вне политики. Таким вопросом сопровождают новости и скриншоты, касающиеся роста цен и санкций против России. Особенно в ситуациях, когда этот рост цен явно вызван геополитическими изменениями, но граждане никак не могут связать эти факты воедино. Случайный контекст: "Приехал в IKEA, а она не работает. Кто-нибудь знает, что случилось?"

"А я сейчас вам покажу, откуда на Беларусь готовилось нападение". Цитата президента Белоруссии Александра Лукашенко. Этими словами он объяснял Владимиру Путину, почему уверен — если бы Россия не начала 24 февраля 2022-го СВО, Украина напала бы на Белоруссию. В эту версию, кажется, особо никто не поверил, поэтому фраза превратилась в мем, расхаживавший по интернету всё лето. Судя по шуткам, её предлагалось использовать в различных ситуациях, в основном — когда человек находится в глупом положении, и ему надо из него выпутаться.

"Демилитаризация и денацификация". В своем заявлении президент России заявил, что специальная военная операция имеет своей целью демилитаризацию и денацификацию. Первое время эти слова были в ходу, однако чуть позже их упоминание сошло на нет. Прежде всего, потому что без специальных знаний среднестатистический россиянин так и не смог объяснить, что эти слова о себе думают.

"Своих не бросаем" - своеобразный девиз первого года СВО. Изначально имелась в виду идея спасения жителей Донбасса.

"Верхний Ларс". Перевал, где находится российско-грузинская граница. Сразу же после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года там скопилась пробка на 12 километров из желающих покинуть Россию. Ситуация вскоре превратилась настолько в абсурдную, что ей до сих пор посвящено множество мемов. Вроде "Я прошла Верхний Ларс, и всем мужчинам желаю пройти его".

"Релоканты". Это слово стали употреблять в отношении граждан, уехавших из России в период после начала СВО. Под релокацией понимается просто переезд, как правило, временный, не связанный с конкретной причиной — политикой или получением работы за границей. Аналогичные термины вроде "эмиграции" в этот период не прижились, поскольку несут более серьёзную коннотацию и большую осмысленность.

"Отрицательный рост". Запомнится как эвфемизм, обозначающий экономический спад. Привлёк внимание из-за абсурдности самого выражения. Применяют в шутливом тоне.

Из этой же серии — слово "хлопок". Стало актуальным, когда наносились первые удары по территории непосредственно нашей страны. Позже происходящее стали обозначать словом "обстрел" и тому подобным.

Сегодня кажется, что эти фразы будут понятны и нам, и будущим поколениям. Впрочем, если быть честными, через какие-то пару десятков лет они станут не так легко объяснимы. Особенно тем, кому сегодня пять-шесть. В конце концов, даже нам сейчас приходится выстраивать логические связи, ища в памяти, почему недавно было так смешно при упоминании "белорусских креветок", "вежливых людей" или "он вам не Димон". Вы попробуйте только сказать нынешним двадцатилетним: "Наши люди в булочную на такси не ездят" или "Кузькина мать".

История быстро превращается в забытое прошлое. Гарантируем.