Это власти Казахстана думают, что придушили иммигрантов, ужесточив законодательство. Но смекалка местных и 40 тысяч рэ ломают барьер. Рассказываем, как там теперь приземляются.     

С 27 января Казахстан запретил иммигрантам находиться в стране более 90 дней. Ранее уехавшие россияне могли воспользоваться "виза-раном" (visa run - мeтнутьcя зa визoй). То есть выехать из страны, сразу вернуться и продлить срок пребывания еще на 3 месяца. От такой отмены многим русским в казахских степях стало грустно. Кто-то задумался о переезде в другую страну, но есть те, кто нашел выход с помощью предприимчивых местных.

35-летний петербуржец Павел въехал в Казахстан в начале октября. Квартиру снял по договору. Хозяин, как полагается, в трехдневный срок уведомил миграционную службу. Паша сразу решил крепиться (получается, угадал) и стал изучать варианты. Так, помимо визаран есть процедура получения разрешения на временное проживание (РВП). Основания: работа, воссоединение с семьей, учеба, лечение, миссионерская деятельность и бизнес-иммиграция.

- Через знакомых нашел казаха. Сказали, что он все документы может выправить. И он не обманул. Для начала за четыре тысячи на наши сделал индивидуальный идентификационный номер (ИИН). Он нужен обязательно. Например, для получения банковской карты. Можно было и самому, но очереди были большие.

На рынке услуг приземления два основных варианта - оформление на работу и регистрация фирмы. Пашин проводник выбрал второй.

- Дней пять у него ушло, здесь процедура попроще. Я теперь владелец и гендиректор аналога нашего ООО. Мне сказали, что можно на пять лет заморозить деятельность и налоги не платить. А отчетность по этим фирмочкам ведет его бухгалтер, за это надо платить полторы тысячи в месяц.

После того как наш Павел стал бизнесменом, ловкий казах занялся получением РВП для русского гостя.

- Мне вообще ничего делать не пришлось, заплатил около 40 тысяч рублей. В тенге разумеется. Теперь до конца года вопрос решен, а дальше, насколько я понимаю, если фирма будет существовать - продление РВП.  

- У ваших знакомых тоже так все гладко получилось? - спросил 47news.

- Не у всех. У меня тут человек восемь приятелей. Кто-то успел недавно откатать визаран, но что делать по окончанию не знает. Кто-то уехал или нацелился на Таиланд или Вьетнам.

47news попросил Павла вкратце рассказать, как живет. Выяснилось, что удаленно работает smm-специалистом на петербургскую компанию.

- Снимаю квартиру в центре современной части Астаны (город разделен рекой на новый и старый город - ред.). Если на рубли, то плачу за аренду 35 тысяч вместе с коммуналкой. Это нормально, цены выровнялись. Когда приехал, тут такой ажиотаж был, что и 100 тысяч за однушку просили. Если про быт, то продукты примерно на треть дешевле, бензин тоже, а сигареты и вовсе вдвое. С развлечениями поскромнее чем в Петербурге, но кинотеатры в торговых центрах есть. Музеи тоже.

С негативом к русским он не встречался - говорит, отношение крайне душевное. 

- Я когда в поезде сюда ехал, казах-проводник увидел, что я постельное белье не стал брать. Так он настоял и бесплатно выдал. В кафе с девушкой своей пришел, а там говорят: вы же русские? Вам чашка кофе в подарок! Таксисты очень приветливые, расспрашивают. Но поговорить казахи любят, ох как любят. Я уже стараюсь лишний раз не болтать, каждый раз свою историю приходится рассказывать, - смеясь, говорит Паша.  

Но не у всех складывается радужно. Молодая пара Кристина и Олег - преподаватели музыки. Уехали из Петербурга в начале декабря. Зарабатывают дистанционным обучением. Он - на гитаре, она - на домре.

- Безусловно, отмена визарана стала для нас неприятной неожиданностью. Но решили пока не уезжать в другую страну, а найти работу по специальности. Обзвонили штук десять музыкальных школ и студий. Ответили в четырех местах, попросили резюме, - говорит Кристина.     

В итоге Олегу удалось устроиться, а его подруге пока нет - домра (не путать с домброй) не очень распространенный в Казахстане инструмент. 

- Из-за наплыва мигрантов работу найти трудно, особенно по специальности. Многие готовы работать в кофейнях, продавцами в магазинах. Такую работу в принципе можно найти, - поделилась собеседница знаниями о местном рынке труда (ничего не напоминает?).

Из окружения пары пока никто официально не трудоустроился. Продолжают работать дистанционно:

- Настрой у всех разный. Большинство все-таки ищут, хотят остаться. Но если не найдут, то уедут. Обсуждают Киргизию, Узбекистан, Грузию, Армению и даже Азию.

Напоследок мы вернулись к Павлу.

- Не было мыслей туда же? Или в Казахстане понравилось?

- Так далеко я не загадываю, - смеясь, ответил он.

Действительно.

Виктор Смирнов, Дарья Шорохова
47news

фото героя публикации

Visa run пepeвoдитcя кaк сбегать за визой или "мeтнутьcя зa визoй". Но, поскольку визу человек не получает, то более точно устойчивое выражение бopдep-paн от border (граница) и run (cбeгaть).