Доведенные подрядчики собираются блокировать самую амбициозную стройку монополии имени Русхимальянса. 47news выяснил про затерявшиеся миллиарды.   

Компания КомплексСтройМонтаж (КСМ) с 15 января собирается перекрыть технические подъездные дороги к площадке по строительству завода по сжижению газа в Усть-Луге. Об этом говорится в официальном письме, направленном КСМ 30 декабря в компанию Энергетические технологии (ЭТ). А это предприятие является одним из основных генподрядчиков Русхимальянса, что строит завод для Газпрома.

За 2,45 миллиарда рублей КСМ взялся проложить дороги на подъездах к объекту. В КСМ полагают, что им не выплатили около полумиллиарда рублей за работу. Предложение поговорить уходило Алексею Миллеру и руководителю Русхимальянса Кириллу Селезневу.   

Как сообщается в письме КСМ (есть в распоряжении редакции), фактически все работы по прокладке дорог были выполнены в марте 2022 года. В октябре в ЭТ были направлены закрывающие документы, но оплата не поступила.

В Усть-Луге возводится крупнейший в России завод по производству сжиженного газа и газохимический комплекс. Курирует проект зампред правления Газпрома Виталий Маркелов. О ходе строительства Миллер докладывает президенту.

Вернемся к черной метке в виде послания:

...в настоящее время (дороги - ред.) активно используются для строительства объекта. В случае не подписания документов, направленных в адрес ООО Энергетические технологии, и не перечисления денежных средств за выполненные работы в срок до 10.01.2023, ООО КСМ будет вынуждено перекрыть/закрыть проезд по подъездным автомобильным дорогам со второй половины января 2023 года. Данное мероприятие также связано с защитой прав третьих лиц, которые участвовали в реализации данного проекта

Речь идет о целом кусте подрядчиков нанятых КСМ для выполнения работ. 47news сообщал о том, что эта история поставила многих из них на грань банкротства.

И финальная реплика: Перекрытие будет осуществляться до полной оплаты задолженности. По сути, это ультиматум топ-менеджменту Газпрома и его главе Алексею Миллеру.  

Стройка ведется на сотнях гектаров, но подъездных путей всего три. Два из них строил КСМ, один из них критически важный для доступа на площадку. Трафик же сумасшедший - тысячи ежедневно снующих грузовиков давно стали реальностью для местных жителей, а новости о них доходили даже до Кремля.

Отметим, дороги, о которых речь, не общего пользования, а значит организаторы просчитали, что под акт гражданского неповиновения перекрытие не подпадает.    

Выяснились ещё несколько деталей, скрытых от любопытных глаз. Так, 26 декабря состоялась коллективная встреча представителей Энергетических технологий с КСМ и его подрядчиками. От "Русхимальянса" и Газпрома никто не пришел. На этом толковище, представитель ЭТ заявил, что 23 декабря компания направила претензию к "Русхимальянсу" на сумму задолженности весом 3,1 млрд рублей. В зависимости от ответа будет приниматься решение об обращении в арбитражный суд. Напомним, что ранее собеседники в орбите Газпрома заверяли, что у РХА нет долгов перед генподрядчиками.

По данным СПАРК, у РХА убыток в прошлом году 1,1 млрд, оборот не указан. Учредители недавно скрыты из публичного доступа, но ранее компанией владел Газпром и "Русгаздобыча". У ЭТ выручка 6,3 млрд, прибыль 560 млн. Фирма принадлежит физлицу и является давним партнером Газпрома.

На той же встрече прозвучало, что РХА немотивированно отказал в приемке работ и соответственно не оплатил ЭТ причитающееся, а дальше долги пошли по цепочке вплоть до средних и малых звеньев. Отдельно было отмечено, что все сметы прошли внутреннюю экспертизу специальной дочки монополии АО Газпром промгаз (виза этой организации - практически закон внутри экосистемы Газпрома).

Таким образом, не только небольшие субподрядчики ополчились на "Русхимальянс, но один из его основных партнеров предъявил сильную претензию. В свою очередь, это может быть косвенным признаком того, что РХА, скажем так, сбрасывает балласт в виде Энергетических технологий.

В РХА по-прежнему сохраняют режим тишины. Гендиректор компании Кирилл Селезнев поймал в WhatsApp пару вопросов насчет существования долгов и взгляда на возможное перекрытие подъездов к вверенному ему объекту. Руководитель филиала Энергетических технологий Александр Панкратов тоже где-то на глубине, трубку не снимает.    

Амбассадор громких заявлений, гендиректор КСМ Дмитрий Тоненко, был, как показалось, скован. Возможно, от масштаба затеи. На вопрос, чем собирается перекрывать дороги, ответил - грузовиками.

- Другого выхода нет. Я и еще с десяток компаний лежим на боку, долги по зарплате, претензии налоговой и впереди суды с моими подрядчиками, они вынуждены подавать иски. К тому же, дороги разбиваются каждый день, такими темпами их надо будет заново строить для приемки заказчиком, - прокомментировал коммерсант.     

На фоне внутриутробных неурядиц у "Русхимальянса" есть и внешние заботы - компания пытается в суде взыскать с немецкой Linde более миллиарда евро. Деньги были направлены в счет аванса на проектирование и закупку оборудования для завода, но в июне немцы попрощались, а западные банки отказались возвращать деньги.

Есть ещё один крайне грустный анекдот про мегастройку, некогда заявленную как самый амбициозный проект на Северо-Западе. Он уже глобального характера и ставит под сомнение целесообразность строительства в целом. Но об этом чуть позже.  

Виктор Смирнов,
47news

Предыстория в материале 47news Миллеру забили стрелу. Говорить будут за долги под "Русхимальянсом.