Рост заболеваемости детей гриппом и ОРВИ в Петербурге и Ленобласти не думает останавливаться. А чем больше заболевших — тем больше нуждающихся в стационарной помощи. У ДГКБ № 5, куда ежедневно доставляется около половины всех детей города, нуждающихся в госпитализации, — очереди из скорых, в других больницах перепрофилируют дополнительные инфекционные отделения.

"Фонтанка" спросила у Елены Дондурей, главного детского инфекциониста Петербурга, заведующей отделением Детской больницы им. Филатова, это уже катастрофа или еще нет.

— Да, скорые скапливаются. И мы снова вынуждены объяснять, почему это происходит, как объясняли и три года назад, и пять лет назад — в периоды обычного сезонного подъема заболеваемости гриппом.

Это происходит, потому что многие одномоментно обращаются в скорую помощь. Если бы то же количество людей набирало "03" равномерно в течение суток, ничего подобного бы не происходило. Но у нас, как в любом социальном институте, будь то торговля, транспорт или стационар, есть часы пик. Почему-то они всегда образуются в одно и то же время, но закономерности прослеживаются. Получается, что за 2 часа приехали 20 скорых, и мало того, что они образовали очередь, так еще и все, кто едет за ними, даже если они едут уже не так кучно, эту очередь увеличивают. А на приеме работают всегда одни и те же силы. Если бы потоки распределялись равномерно, ни у кого не возникало бы вопросов. Отрегулировать это невозможно, это жизнь. И хоть мы знаем, что ничего страшного в этом нет, все равно обсуждаем каждый день, как ускорить прием, как поднимать быстрее наших пациентов. По опыту могу уверенно сказать: ничего такого, чего не было бы во время эпидподъемов гриппа и ОРВИ в прежние годы, не происходит.

— В какой ситуации надо вызывать скорую и везти ребенка в стационар?

— Сначала надо ответить на вопрос: зачем детей госпитализируют? Задача врачей стационара справиться с состояниями, требующими неотложной помощи, то есть представляющими угрозу для жизни. При этом лихорадка не всегда является такой угрозой. Есть родители, которые не боятся, когда у ребенка температура достигает 40 градусов, а есть те, что паникуют, когда она поднимается до 38,5. И то и другое — крайности.

Лихорадка опасна, когда высокая температура не "сбивается" или на ее фоне появляются фибрильные судороги, дыхательная недостаточность, стенозы гортани, бронхообструкция, есть подозрение на пневмонию, выражены симптомы интоксикации (выраженная вялость, отказ от еды и др.), неукротимая рвота, изменение сознания. Это все абсолютные показания для обращения в скорую.

Полностью интервью можно почитать здесь.