На тыканье пальцем за границей - требуйте репарации, напутствует психолог. И другие советы испуганным.

Продолжаем наш разговор с психологом о страхах. Сегодня о личном - стыде некоторых соотечественников "быть русскими" за границей и перспективах.

"Стресс от геополитических событий, экономической блокады и геноцида, развязанного мировым сообществом против России и русскоговорящих людей...." Так петербургская общественная организация "Радомира" обосновала заявку на получение гранта на оказание психологической помощи до конца 2023 года.

47news позвонил на телефон доверия под видом руководителя небольшой компании, собравшего тревоги сотрудников.

- Давайте начнем с вашей личной тревоги? - предложила психолог в самом начале.

- Давайте. Мне 10 лет, закат СССР - серые дома, блеклые люди, одежда и мебель одинаковые. Мы с мамой в очереди стоим с талонами на школьную форму. С мамой хорошо, но теперь-то я понимаю, что вокруг тоска была. Не хотелось бы повторить.

- У некоторых людей, живших в то же время, ощущения были другие. Вот представьте, по одной и той же улице идет нищий и едет миллионер на "Ламборджини". Вы думаете, они будут воспринимать улицу одинаково?

- Нет, конечно. Но бедных-то значительно больше, - аккуратно намекнул я на сомнительность риторического приема.

scale_2400 (1).webp фото dzen.ru / Михаил Марс

- Наше восприятие зависит от того, в каком мы находимся положении, - не обратила внимания собеседница. - Предположим, были бы вы тогда успешным бизнесменом, а не ребенком, который не может повлиять на ситуацию и зависит от родителей. У вас деньги и женщины. Как для вас-то "серое" бы выглядело? - с пролетарской ноткой спросила она и привела ещё пример: - Или когда вы влюблены, мир прекрасен, а если драма, то ужасен. Так это работает. Танцуем от себя.

Логика рассуждений понятна, но убедила частично. Ребенком я был крайне веселым и уверенным в родителях, а серое оно и есть серое. Поехали дальше.

- Вот еще тревога у граждан: мир сошел с ума, мы ничего не контролируем.

- Да, обычно есть иллюзия, что мы что-то контролируем. Жизнь, как правило, отвечает нашим ожиданиям. Но вот случилось нечто, и мы словно песчинки на берегу моря - вот-вот смоет. Нужна точка опоры. Иначе хаос и паника.

- Опора?

- Например, событие в будущем. Показательная история - во время войны психиатр Виктор Франкл в концлагере заметил - если у человека есть понимание, что он будет делать в будущем, то вероятность выжить высока. Если нет - люди ломались. Хотя условия одинаковые - голод, холод, побои. У каждого точка опоры своя и другому может не подойти. К примеру, религия атеисту так себе опора. Тот же Франкл представлял, что когда ужас закончится, он будет читать лекцию в аудитории своего университета. Так и получилось.

А вот это, кажется, дельный совет.

Обсудили жалобы о том, что за границей, как говорят некоторые соотечественники, стало "стыдно быть русским". Этот тезис вызвал негодование.

- Тем, кому стыдно быть русским и говорить по-русски, - нужно определиться. Многие любят здесь зарабатывать, а потом уезжают и делают вид, что к России отношения не имеют. Если стыдно, так переезжай на ПМЖ. И другой язык, говорят, можно выучить. Не получится по жизни на двух стульях усидеть. Хотя многие пытаются.

- У некоторых опасение, что на отдыхе за границей будут тыкать пальцем, - спросил я и открыл ящик Пандоры.

- Вы не можете контролировать чужое мнение. Если пытаться, то сойдешь с ума. Да, нужно понимать - если хочешь ехать туда отдыхать, такое может случиться. Но главное, как ты сам себя чувствуешь. Если вины за мной нет, то я вести себя буду соответствующе. А если внутри думать, "да, я виноват"... Но в чем?! Можно подумать, что это впервые такое. Все во всем мире делают это. (Такое ощущение, она избегала одного слова.) Ну, давайте всё возьмем на себя!? А че, так-то? Во всем виноваты, почему только в этом!? Или начнем с того, что самому большому геноциду подвергался русский народ!? Более 20 миллионов погибло. Репарации нам платите! Надо зеркалить!

(Здесь захотелось как-то успокоить, но промолчал, ей же наверное хотелось выговориться). 

- Сколько русских, украинцев, белорусов было жестоко убито?! И мы даже не просим от других, сидим на попе ровно. Где наши репарации?! А другие тычут пальцами и считают нас злом. На себя в зеркало пусть посмотрят и увидят, кто зло! Нам не нужно брать на себя то, что к нам не относится. Если вы убили кого-то конкретно, то будете отвечать. Но почему должны отвечать за то, что не делали? Кому-то так хочется? Это как если я выйду на улицу, а ко мне подойдет некто и скажет, ты моих папу и маму убила. Я отвечу - вы кто вообще такой? Идите по своим делам! - на одном дыхании выпалила специалист по эмоциям.

Напоследок поговорили про страх "закручивания гаек" внутри страны, чего так боится либеральная общественность. Мол, Оруэлл впереди и все такое.

- Они не могут знать, как будет, чтобы садиться горевать. Мы можем через это проходить, проживать, наблюдать. И потом, даже во время Второй мировой были те, кого почти никак не коснулось, и жили неплохо.

- Речь скорее про политику, - скорректировал собеседницу.

- А они реально занимаются политикой? Их каким образом это может коснуться?! Они диссиденты? Кто они вообще? Почему так волнуются? Это называется заниматься не своим делом. Не нужно лезть в чужие дела. Ими занимаются те, кто должен. Вы же не пытаетесь подменить стоматолога или делать операции как хирург? А люди думают, что политика - это то, что касается абсолютно всех. Странно, да?

- Действительно, - задумчиво ответил я.

- Очень.

- Спасибо, очень образно. Посоветую ваш телефон сомневающимся. (Как мог - подбодрил).

Ещё на том конце провода прозвучало рассуждение-напутствие: "Все это дело неоднозначное, главное не впадать в панику".

Про последнее - точно.

Внимательно примерял советы на себя Виктор Смирнов,
47news

Ранее психолог нам рассказала, как перестать бояться, что с фронта вернёшься калекой, почему не стоит дрожать от мыслей о ядерной войне,  а также о борьбе со страхами железного занавеса и дефицита.