Вот-вот будет решено, сколько отсыплет Ленобласть двум заклятым друзьям - Ленэнерго и ЛОЭСК. 47news узнал, кто из них зашатался, и услышал клацанье зубов.

В комитете по тарифам 29 ноября утвердят необходимую валовую выручку (НВВ) для Ленэнерго и ЛОЭСК на 2023 год. С высокой вероятностью закончится шумно.

Необходимая валовая выручка - обоснованный объем средств, нужный сетевой организации для хозяйственной и инвестиционной деятельности. Сумма закладывается в тариф регулятором - комитетом по тарифам.

По предварительным данным, ЛОЭСК просит НВВ на уровне 12 млрд. По информации 47news, ответили им наотмашь - сколько дадут, неясно, но точно будет изъято 5 млрд за 3 последующих года. Как рассказали на Суворовском, заявка ЛОЭСК срезана по двум десяткам параметров - от аренды до отчислений на соцнужды. В пояснении чиновников есть при этом добавка - финансовое состояние компании нестабильно.

За этой дипломатией не прекращающаяся потасовка: с 2019 года ЛОЭСК каждый раз просил НВВ на уровне 8 млрд. В 2019 и 2022-м компания получила по 5 млрд, в 2021-м - 1,6, на 2022-й - 4,6 млрд. 

Для рынка не секрет, что разница покрывалась кредитами. У банков же процесс одобрения основан на анализе финансовых показателей. Самый доступный - соотношение долгов и доходов до уплаты налогов. Говорят, у ЛОЭСК показатель уже в два-три раза хуже нормы. И процесс подачи на банкротство доведен до автоматизма - при строго определенном уровне невыполнения обязательств. Никаких сантиметов. 

ЛОЭСК создана на базе муниципальных сетей. Обслуживает около 1 млн человек. Владеет 4 тысячами источниками питания и 12 тысячами километров линий. Оборот - 8,7 млрд, прибыль - 1,5 млрд. Занято 2 тысячи человек.

Есть мнение, что долги ЛОЭСК уже превысили 8 млрд. При средней ставке в 10% только на проценты должно уходить 800 млн в год, предполагают опрошенные финансисты.

А слово банкротство все чаще звучит рядом с ЛОЭСК. При худшем сценарии, конец этой пьесы может наступить в 2023 году, судачат на рынке.  

Хотя поверить в это сложно и процедурно, и понятийно - вряд ли Ленобласть допустит, чтобы пострадали дольщики, социальные и промобъекты. Механизм такой: застройщики платят аванс за техприсоединение, а энергетики строят мощность. В случае банкротства цепочка порвется. И для строительства берутся кредиты, проценты по которым закладываются в тариф. Кстати, комитет срезал ЛОЭСК пункт выплаты процентов, сославшись на отсутствие документов и наличие прибыли.

Как рассказали в правительстве, растущая кредитная нагрузка кусает свой хвост - ЛОЭСК сдвигает инвестпрограмму ради погашения процентов, а чиновники режут НВВ на следующий год, глядя на недовыполнение программы. Речь, в том числе, о ремонтах, влияющих на надежность сетей. 

Отметим, по регламенту, одним из оснований для банкротства может быть копеечный долг в 1 млн. О ситуации знают и в Москве. И не только потому, что ЛОЭСК вторая по размерам в Ленобласти. Напомним, в регионе давно и энергично бодаются Ленэнерго и правительство. Энергетики требуют с казны 17 млрд от сглаживания тарифов. ЛОЭСК гиперактивно выступает в судах третьей стороной и пытается помешать Ленэнерго получить деньги.

В вопросах тарифного регулирования у двух компаний и вовсе страсти. В своих НВВ-бедах ЛОЭСК винит коллег - финансовый "котел" один, и он не бездонный. С двух сторон летят реплики об ангажированности комитета по тарифам. ЛОЭСК намекает на тонкие нити между экономическим блоком и Россетями, а Ленэнерго играет карту, мол, Ленобласть же один из учредителей ЛОЭСК, все понятно (собственно, до последнего времени действительно не было публичных разногласий). 

Если в цифрах, то Ленэнерго выглядит более румяно. Сопоставимое НВВ последние 3 года от 16 до 19 млрд (ЛОЭСК от 1,5 до 6 млрд). Кредиты Ленэнерго усохли с 20 до 13 млрд, у ЛОЭСК набухли с 6 до 8 млрд в 2022-м. Прибыль Ленэнерго скакнула с 1 до 3 млрд, у оппонентов побледнела с 1,1 млрд до минус 600 млн. И это про "чистую" прибыль от передачи электроэнергии (только за счет тарифа, без учета техприсоединений).

Периодически звучит, что такая разница у похожих (по Ленобласти) компаний связана с разной оценкой средств на обслуживание оборудования (измеряется в условных единицах). Для Ленэнерго она в два раза выше, чем для ЛОЭСК. Но надо понимать, что оценки очень вариативны. Например, стоит помнить, что у Ленэнерго класс сетей выше.    

В целом атмосфера та еще. В ЛОЭСК ворчат, что комитет регулярно откусывает от НВВ, находя нарушения в прошлом. Впрочем, ЛОЭСК же успешно отбивается в судах. Ленэнерго тоже имеет право обижаться - просит НВВ в два раза больше, чем получает. Заметим, ЛОЭСК исполняет тот же танец, но результат кислый.

Нехарактерно для отрасли, но в ЛОЭСК признают, что угроза банкротства есть. "Средств на работу компании закладывается комитетом по тарифам в разы меньше, чем необходимо", - ответили в пресс-службе.

В Ленэнерго уклонились от оценки своего уровня НВВ, но 47news известно, что там тоже недовольны. На вопрос, смогут ли обеспечить надежность электроснабжения жителей Ленобласти в случае банкротства ЛОЭСК, ответили крайне утвердительно. Но самая любопытная реплика последовала на предположение - рассматривается ли вариант поглощения ЛОЭСК в случае её банкротства.

"Консолидация электросетевых активов - одно из наиболее значимых направлений деятельности компании с целью повышения надежности электроснабжения".

Согласитесь, даже сквозь канцелярскую конструкцию доносится аппетитное клацанье зубов. Хотя этого следовало ожидать, ЛОЭСК давно треплет нервы учредителю Ленэнерго, могучим Россетям (и да - поглощение обсуждалось).

Председатель комитета по тарифам Евгений Андреев на звонки не ответил. Но не беда, он всегда был тенью в конфликтах энергетиков. Учитывая же, что 25% ЛОЭСК принадлежит Ленобласти, вопрос теперь точно политический.