Он два года вырезал башмачки и шил платья для кукол с Донбасса. Теперь он отдает их в театр, а в руках – билет на самолет.
На днях петербуржец Рустам передаст в любительский кукольный театр двадцать перчаточных кукол - героев книг Николая Носова о Незнайке. Первых два года назад он получил по почте из Донецка, а потом стал собирать подобные. Многих успел подшить, обуть, приодеть.
- Первых кукол я купил через сайт для коллекционеров. Я филолог и искал там старые песенники с фольклором – такие тетрадочки, которые вели девушки. Но заходил и в другие разделы. Так и увидел эти фигурки героев "Незнайки". Их было много, а стоили копейки. Продавец жил в Донецке. Тогда еще было можно платить рублями, по карте, - говорит он журналисту 47news.
Отправитель даже дал трекинг-номер почты ДНР, через какое-то время он поменялся на трекинг почты России. А на самой посылке поверх донецкого адреса оказалась приклеена бумажка с номером абонентского ящика какого-то приграничного городка.
Дюжина кукол пришла в большом мешке – "как строительный, только белый", может, из-под сахара. Поцарапанные, поломанные, полураздетые. Было понятно, что это экземпляры некого серийного производства 70-х, 80-х, а, может, и 60-х годов. Возможно, их даже делали в Ленинграде. В большинстве угадывались герои первых книг Носова. Некоторые смутно их напоминали. И Рустам начал создавать уже свою коллекцию – чинить старых и докупать новых персонажей, что были рядом или стоили недорого. (Цифры мы знаем, но эта история не о рублях).
такими куклы приехали в Петербург в июле 2020 года
- Все куклы – перчаточные. Головы у них делались из пенопласта, тело тряпочное, на ногах – ботинки, тоже пенопластовые или пластмассовые, какие-то были с обувью, какие-то без, у кого-то она была разной. Всех обул в деревянные башмачки, сам вырезал, - рассказывает Рустам.
так куклы выглядят сейчас
К точному воспроизведению костюмов и ровным стежкам он не стремился. Зритель в кукольном театре - в нескольких метрах, детали не разглядывает. Работал, исходя из времени и под настроение. Так, в пандемию куклу-доктора одел в соответствующий костюм, а когда коронавирус отступил, решил, что нужно сменить его на белое одеяние с красным крестом. А в феврале дополнил образ черноволосой поэтессы Семицветика. Эта героиня ситуационно и сегодня его любимица.
- А не хотите передать в кукольный театр в Донецке? Он и сейчас работает, летом даже был на гастролях в Выборге.
- Это не профессиональная серия, а массовое производство – для домов творчества, кружков, например. В профессиональном театре куклы другие.
- Так, может, все-таки оставите себе?
- Я с самого начала не планировал их хранить вечно. Думал, что починю и передам туда, где они смогут выполнять свою функцию. Да и времени стало не хватать на то, чтобы ими заниматься.
У Рустама была мысль передать коллекцию детям из Мариуполя, которые сейчас живут в пункте временного размещения беженцев в Тихвине. Но, во-первых, для игры детей куклы тяжеловаты. А, во-вторых, как подсказали волонтеры, общие – значит, ничьи, и ими точно никто не будет заниматься. Поэтому предложение любительского театра пришлось кстати.
- Скоро заберут. А я - улетаю, - сказал коллекционер.
Куда - я спрашивать не стала.