Сотней едва не побившихся спортсменов запомнятся эти выборы-47. Их наняли для спокойствия – кого, мы расскажем. И прописка уже не нужна для голосования. Зато не скучно.
Основной день голосования в воскресенье, 11 сентября, в Кузьмолово Всеволожского района прошел спектаклем. Молодые мужчины спортивной хватки теребили в руках красные тряпичные маски с буквами КПРФ. Группы поддержки на выборах в этой местности давно стали нормой, но в прошлые годы так отмечались единороссы.
На вопрос, имеют ли они отношение к коммунистам, граждане кивали утвердительно. Но когда фотокорреспондент щелкнул пару кадров, оказалось, что натура у ребят нежная. Сразу окружили втроем одного и потребовали удалить фото. До рукосуйства не дошло, видимо, потому, что рядом стояли полицейские.
Видео и фото - Павел Каравашкин
Пока суть да дело, стало понятно, что взор собравшихся устремлен куда-то в другое место. Сначала побежали одни, за ними ускорились другие. Точкой сбора стала спортплощадка. К моменту, когда мы туда подошли, там уже была сотня восточной внешности, но вперемежку - и ОМОН, и полиция, и Росгвардия. Оперативники Центра "Э" тоже отсвечивали, но без фанатизма.
Как станет понятно позднее, спортсменов тут на самом деле - две группы, а одна что-то не поделила с другой. Вроде как триггером стало выяснение, есть ли прописка у кого-то из избирателей. Впрочем, быть может, все сотворилось политически более просто - кто-то кому-то нахамил и понеслось. Скорее, так. Ведь если в кучу собрать единоборцев, то результат очевиден. Иначе, какие они крутые?
Поначалу крики были такие, что, казалось, сейчас в одном клубке покатятся и бородачи, и полицейские. Последние все же решили взять ситуацию в свои дубинки – ими и стали стучать по железным конструкциям. Обычно такие моменты успокаиваются предупредительным выстрелом в воздух, и вообще, его уже следовало ожидать. Эх, бы еще водометы … и выборы бы стали федеральными.
- Разошлись, разошлись, я сказал, - это уже кричали и полицейские, и те, кого успокаивали.
Когда еще не все закончилось, с торжественным видом подошел депутат ЗакСа от КПРФ Дмитрий Звонков.
- Твои? - спросила я его.
- Мои, - гордо заявил он.
Забегая вперед, скажем, что утверждают товарищи по партии - Звонков к организации этой физподготовки не имеет отношения. Но ему кажется правильным заявлять себя как организатора и причем публично.
- Это не все мои, - дал он заднюю, подойдя через минуту.
- Ну, покажи, кто твои, кто нет, под камеру, - предложила я. А что? Все такие дерзкие.
- Вот ребята стоят, расставлены по территории, а там провокаторы, которые приехали спровоцировать, - помахал он руками туда-сюда.
Походив туда и сюда с деловым видом, товарищ Звонков сцепился с дамой, которая утверждала прозрачное – коммунисты скупают голоса. В ответ он, естественно, утверждал обратное, мол, этим занимаются единороссы.
Спустя минут двадцать основная масса присутствовавших рассосалась, и в какой-то момент на площадке осталось полтора десятка сотрудников ОМОНа. О чём мы их и сфотографировали. Реакция была мгновенной.
Один из служивых подошёл к нам, потребовав документы и таинственное спецзадание, разрешающее снимать конкретный объект, то есть, спортплощадку. За секунду мизансцена покраснела и здесь, но подоспел полицейский, вежливо заметивший, мол, ОМОН на то и спецподразделение, чтобы его не фотографировать.
- Вы же не хотите, чтобы моих ребят потом в подъезде убили? – зло поинтересовался омоновец. Будто мог показать окровавленные подъезды. Наверное, я что-то не знаю, но по его настрою, у них служба тяжелее, чем под Харьковом.
- Да вы что, нет конечно, так бы сразу и сказали, - хором согласились мы, ведь все равно они бы победили. Да, конформизм чистой воды.
- Спасибо большое за понимание, - поблагодарил сотрудник, а ОМОНовец просто ушёл. И тут крутые.
От единороссов вожаком выступал Юрий Спицын, пока имеющий должность врио главы администрации. Выходить за пределы ДК, чтобы взглянуть на площадку происшествия, он не стал. Потому что не хотел.
В то же время в Токсово на виртуальной сцене главенствовала другая фигура (хотела написать – "персонаж", но держу себя в руках). Он тоже депутат ЗакСа, но от "Единой России", зовут Рязанов Александр. Словно юноша, он щедро предоставлял себя окружающим.
Мы же рассказывали, что борьба здесь идёт всего за два депутатских мандата, но, по сути, тот, кто возьмёт их, сможет претендовать на весь совет депутатов.
Народный избранник осыпал представителей противников комплиментами по поводу их не самого модного внешнего вида и не слишком изысканной обуви.
- А мы не воруем, у нас денег нет, - не шутили те в ответ.
- Ну вам же платят по три сто в сутки, могли бы купить, - парировал он. Такое впечатление, что они просто перебрасывались правдой.
Очевидной кульминацией стало перекидывание друг другу информации о возможной скупке голосов – якобы в некой белой машине рядом с вокзалом дают по тысяче. Здесь же оказался Рязанов, по воле рока у него тут есть торговый центр, а в нём – кафе и магазины. Судя по разлетевшимся видеокадрам, его запечатлели, когда он шумел на представителя противоположного лагеря: "Лично вам сюда вход запрещён. Это моя частная территория, это моя территория. Выведите его отсюда". Немного не хватало визга: "Во-о-н!"
Чем закончилась дискуссия о собственности – неизвестно. Но все живы.
Кстати, на явку все эти вопли и обсуждения практически не влияли. На участке №165, где накануне заболели 112 жителей, днём воскресенья, в КОИБ было опущено около 200 бюллетеней, а на соседнем, № 164, где большинство здоровы – менее сотни.
Днём оглядеть шоу прибыл и глава администрации Всеволожского района Андрей Низовский. В кроссовках цвета хаки, словно отпугнул фитнес-граждан. По крайней мере, когда он приехал в школу в Токсово, никого из них не было, и Кузьмолово чудесным образом от них избавилось.
- Мы готовились, вычистили всё, - улыбался Юрий Спицын, будто в руках держал огнемет.
Вряд ли стоит думать, что вторая часть бойцов никак не относится к нему.
- Дима, где твои, знаешь? – спрашивала я Звонкова.
- Знаю, но не скажу, - отрикошетил он.
Низовскому, впрочем, вроде всё пришлось по душе. Настолько, что он быстренько ретировался.
Когда автор переспросил Звонкова, не считает ли он, что нанимать здоровенных – это ниже уровня партии, и надолго поставит на КПРФ неприятную кляксу, ответил: не считает. По его мнению, выходит, что в случае хорошего результата товарищи его поймут. Заодно, сам он внезапно оказался прописан не в Петербурге, как раньше, а в Кузьмолово. Треплются, что у одной из кандидаток.
Впрочем, пока ходили взад-вперед, выяснилось, что эти сложности с регистрацией были ни к чему. В Кузьмолово-то проголосовать вообще может каждый, даже с петербургской пропиской. Не с киевской, - и хорошо. По крайней мере, член УИК № 143 Дмитрий Солопов выдал бюллетень жителю города. Хоть это и является нарушением, его даже для вида не отстранили. Сколько других петербуржцев в итоге получили бюллетени, неизвестно, непонятно, ну и ладно.
На одном из участков предотвратили массовую хворь избирателей. Сначала в комиссию якобы поступило сто заявлений от ветеранов, но, когда наблюдатели попросили при них обзвонить людей и уточнить, надо ли ехать, получили: мы вас не звали. Впрочем, тоже явно, что далеко не все случаи были зафиксированы. Одна из бабушек, пришедшая на выборы с дочкой, не смогла сразу получить бюллетень, потому как оказалось – к ней уже выехали на дом по заявлению одного из кандидатов. Дочка кричала так, что бюллетень выдали немедленно. Запомним метод, - это работает.
Пока шли все эти баталии, в почту сыпались пресс-релизы: "Вице-губернатор Ленинградской области Анна Данилюк сообщает, что второй день очередных, повторных, дополнительных выборов депутатов представительных органов в 16-ти муниципальных образованиях региона проходит штатно, без каких-либо серьезных нарушений".
Эх, кабы я была царицей, то релиз чуть укоротила: "… штатно, без каких-либо".