Горбачев, Ваша смерть дала мне повод на эксперимент среди стильных, модных, молодежных. Не сердитесь - большинство против Вас. Давайте кое-что им напомним.
В момент естественной вспышки, когда все начали обсуждать роль Горбачева в истории, я решил провести легкий тест в трех независимых фокус-группах.
Вчера вечером я оказался среди боксеров в спортклубе и задал им один вопрос, но при следующих сказочных вводных: мы находимся в 1985 году, причем не только в таком же возрасте и опыте, как сегодня, а еще и зная будущее. Голосуем: "за" Горбачева или "против". Сегодня, 31 августа утром, на редакционной летучке я повторил этот фокус. А чуть позже позвонил знакомым второкурсникам Высшей школы экономики и попросил их сделать аналогичное внутри их чата.
Большая часть тех, кто поучаствовал в этом голосовании – люди молодые. В среднем им лет 30. То есть, они не помнят или почти не помнят СССР, а значит их сознание не затуманено обычной обманкой мозга – "раньше девки были молодые". Плюс все мои респонденты – "человеки" образованные, активные, петербуржцы. Гляньте.
Подавляющее большинство проголосовало против Горбачева. Если вульгарно, то 9 из 10. Причем, я не услышал сакраментального – про развал красной империи. Так или иначе, Горбачеву вменили страх и трепет 90-х: бедность родителей и картинки про трудное свое детство. Это очень важно и интересно.
Препарирую результат по-своему. У каждого на эмоциональном уровне всплыло что-то плохое, чувства, как всегда, побежали впереди, а посмотреть сверху и причем на себя – нет элементарного навыка. Для всех миллиардов на планете Земля – это норма.
Прелюдия: Никита Хрущев остался в массовом сознании как дурак с кукурузой, а в интеллигентной среде - генсеком, оскорблявшим неофициальных художников. Вы часто слышали или думали, что он какой угодно, но это он остановил месиво - прихлопнул ГУЛАГ, спас сотни тысяч наших бабушек и дедушек? И только он изменил тысячелетнюю традицию Руси, России, Советского Союза и, следовательно, Российской Федерации, став первым лидером, оставшимся в живых после снятия с поста. Ведь до этого было только два варианта: либо сам в гроб, либо как Павлу Первому – табакеркой в висок.
Вторым в страшно могущественной отечественной нашей истории был как раз Михаил Сергеевич. Из сотен новелл о нем я выбираю - краски.
До него мир советского человека был черно-белым. Во всем: в категоричности и в одежде наших родителей, в социальных лифтах и книгах. Это он заявил, что палитра цветов и мнений – бесконечна. Вплоть до того, что в книжных магазинах появился "Архипелаг ГУЛАГ". А до Горбачева - порядок был: принес Солженицына домой – и на трешку в мордовские лагеря.
Только не надо напяливать на время сослагательное наклонение: "Если бы не он, то …". Парировать не трудно: если бы вы, вообще, не родились, то …
Пропустим многотомные исследования, известные научным кафедрам. Подчеркнем лишь их выводы: со временем народы любят только злодеев.
Наполеон дважды угробил мужской цвет французской нации, проиграв все, что только мог проиграть, а ему в центре Парижа высится Пантеон. Мы же до сих пор млеем: "Вот при Сталине за такое стреляли". Мечтаем о крови, как вурдалаки. Но это не потому, что французы или россияне тупые. Мы последние тысяч сорок лет такие.
Следовательно, если бы Горбачев захотел этим манером засесть в нашу память, то ему нужно было перестройку начать с репрессий: украл – в тюрьму, не вывести наших парней из Афгана, а кинуть туда побольше бомбардировщиков. А гласность изобразить: побольше передовиц в газеты "Правда" об арестах казнокрадов и отступников от линии партии. Вот бы мы теперь вздыхали, мол, не успел оформить всеобщее счастье.
Он же пошел проигрышным путем, крикнув: "Можно!". Трудящиеся подскочили в едином порыве и снесли все, как лавина с гор. Но это он родил принципиально новую страну. Рождение же – штука неприятная. Здесь меня женщины точно поддержат. А потом все эти сраные пеленки …
И только, когда человек становится состоявшимся, он может уже по-взрослому осмыслить свой старт. Мы же все – со своими модностями, игривостями, заскоками - родились оттуда.