У вожака копателей с Невского пятачка нашли много взрывного времён большой войны. Участник утренних визитов к поисковикам рассказал 47news, какая магия тянет циничных мужиков в лес за оружием.
В садоводстве "Ласточка" жилмассива "Грибное" под Кировском 29 июня сотрудники полиции и ФСБ заглянули к 37-летнему Михаилу Семёнову — командиру "Поискового отряда имени Юрия Гагарина". Восемь десятков лет назад там ожесточённой бились, стреляли и взрывали, а в доме сотрудники увидели десяток артиллерийских снарядов, пистолет, две гранаты, противотанковые мины, полкило пороха и заряд немецкого производства с тротилом. А до этого были арсеналы в глухой деревне Пертозеро под Подпорожьем, в посёлке Перово под Выборгом, под Ропшей и так чуть ли не каждый месяц.
47news поговорил с тем, кто сам наведывался по утрам к любителям копать в лесах, наполненных военным железом. Естественно собеседник уже был в курсе обысков по поисковому отряду имени первого космонавта. Ленобласть вообще небольшая, а мир следопытов — совсем скукоженный. На бегу он согласился обрисовать корреспонденту диспозицию.
- Складывается впечатление, что постучись к любому поисковику и обязательно
найдёшь какое-нибудь ретро-милитари?
- Это аксиома. Есть конечно исключения, я их знаю, но отношение к ним настороженное. Если у человека ничего нет, значит он уже из категории очень пуганных людей. Ему хватило одного визита полиции или уже на условке. Ещё есть принципиальные, духовно-моральные, нравственные. Это люди удивительные, видящие мир по-своему. Для них поиск останков бойцов — да, разного рода бытовуха, там фляжки-стекляшки — да, а вот оружие — строгое табу. Но таких единицы. Если без соплей про костры и лопаты и охи над каждой гильзой, то большинство — это нормальные, грубые, циничные мужики, на две недели уходящие в лес.
- Неужели так туда тянет?
- Есть магия и в оружии, и в этой ржавчине. Если человек полюбил копать, то он с этого занятия уже не слезет. Железная болезнь. Будет ковырять, тащить. В разной степени, конечно. Но его уже не отлучишь. Он сделает из своей квартиры музей, склад, что угодно.
Сколько раз бывали у таких людей. Некоторые даже забывают, что у них хранится. Чувство опасности притупляется. Открываешь шкаф, а он тебе: "Ой, а я и не помню про такое, развинтить надо было". Встречались такие, что натурально обитали на уголке кровати в комнате. А вокруг — ржавая дрянь. Причём она непригодная — ни на экспозицию, ни на реставрацию, ни на реализацию. Пофиг, всё из леса тащу домой. Такое хобби. Но некоторые и на этом не задерживаются, впадают в откровенный криминал.
- В смысле, торговать оружием начинают?
- Некоторые считают, что каждый мужчина должен иметь оружие, что так с древности повелось А тут такое наследие войны, и ты его как бы тоже добыл. Вспоминают про послевоенные годы, когда это оружие горами валялось в лесах. Никто такое положение недоразумением, нонсенсом не считал. С найденным дети играли. Взрослые отнимали — выбрасывали, а кто-то по сараям и чердакам ныкал. Такой круговорот.
- Из находки можно ведь сделать макет, вот тебе и не действующее оружие, а трофей?
- От момента "нашёл" до момента "сделал макет" — ты владеешь оружием или боеприпасом. Чем быстрее сделаешь макет, тем меньше владеешь. Конечно, надо разбираться, шёл ли человек в лес копать останки, за военным хабаром или за оружием. Но если он уходит за боеприпасами, то он своего добьётся. Но даже если ты такой любитель старины и мастер изготовления красивых макетов, то ты должен сообщить сотрудникам полиции, что ты, случайно, не имея умысла, обнаружил вот такую вещь. При этом ты должен как-то доставить полицейского к своим комарам в болото, потому что, как правило, в такие места без гусеничного транспортёра не добраться. На месте рассказать ему про находку. А он уже на глаз должен принимать решение, вызвать ли ему сапёров или отправлять находку на экспертизу на Трефолева в Петербург, в экспертно-криминалистический центр. Проще всего — опасную находку закопать обратно, но какой копатель на это пойдёт?
- А частники могут делать заключения, проводить экспертизы?
- Зайдите в сеть, есть частники, которые и по фотографиям работают. Но грош цена всем этим документам, если на человеке будет подозрение.
- Оно ведь из ниоткуда не появится?
- А практика такая, что коллеги-поисковики сами всё готовы выложить про товарища: "Да ладно, мужики, я то что, вот у Петровича, вот у Кузьмича, а вот у Борисыча на верхней полке гляньте". Сплошь и рядом такое. Беспроигрышный вариант. Обо всех всё известно. Этот наградами балуется, тот — документами. Все эти форумы обмен-продажа. Плюс наводки. Заходи — не ошибёшься. А народу в лесах капает много. Металлоискатели — доступны, интернет — полон подвигов. В итоге сегодня не понять, где просеки Синявино, а где Невский проспект. Там красные копают, там серый, там из-за Урала приехал вахту держать, там телевизор снимает, там интерактивная игра "Юный поисковик". Лес уже не тот.
- Раз уж к тебе пришли, а у тебя лесной арсенал, как надо себя вести?
- Как человек живущей в правовом обществе, рекомендовал бы таким поисковикам озаботиться собственной безопасностью. То есть привести всё своё барахло в небоевое состояние. Потрать на это неделю, сутки-двое, завари, запаяй, рассверли. Хоть липовыми сертификатами, но озаботься. Меньше языком трепись. Провокационных фотографий не делай. А главное: заранее найди приличного адвоката, проверенного, с репутацией, который и сам в теме, и во время обыска к тебе приедет. При адвокате обыск превращается в бал любезностей: "Ах, простите, ах, на каком основании, ах, будьте любезны". Ну и не борзеть, не вести себя чересчур вольготно, смотреть по сторонам, головой думать. Если у тебя вот такое хобби, то значит у тебя вот такие издержки. Это как простуда у высотника.
- В каждой новости про арсенал времён Великой Отечественной войны — участок в садоводстве, владелец — петербуржец. Это такая попытка схорониться?
- Да не получится схорониться, хоть в садоводстве, хоть в деревне. В социуме мы живём, и в деревне у тебя будут соседи — эта крестьянская община выдаст и кулака, и террориста. Ты даже при себе ничего запрещённого иметь не будешь, но каждый про тебя будет говорить, что по слухам ты — чёрный копатель, что нашёл ты в лесу немецкого генерала, и поэтому у тебя квартира в Москве, а в болоте спрятан танк.
Александр Калинин, 47news
47news попытался связаться с командиром "Поискового отряда имени Юрия Гагарина" Михаилом Семёновым, чтобы спросить об истории его арсенала. По телефону, по которому прежде отвечал Михаил, голоса сообщили, что не знают такого. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Семёнову избрана сама мягкая мера пресечения — обязательство о явке. Ранее он дважды осуждался условно по так называемой статье "три гуся" — 222 УК — "незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение. Перевозка, пересылка или ношение оружия".