Спецпредставитель президента отсчитал 20 лет до экономической независимости от зарубежных производств. А 47news спросил промышленников Ленинградской области и Санкт-Петербурга, чего им не достать прямо сейчас и как выкручиваются.

Спецпредставитель президента по цифровизации Дмитрий Песков в интервью РИА Новости 27 июня выдал прогноз о технологическом суверенитете России.

"За 10-20 лет можно создать 30-50 собственных линий передовых разработок, которые станут экспонатами нашего "Алмазного фонда технологий" и смогут обеспечить продовольствие, безопасность, медицину и связность в стране в случае любых катаклизмов", - сказал он.

После заявления 47news опросил промышленников Ленобласти и Петербурга. У руководителей предприятий мы интересовались, что из зарубежных комплектующих в нынешних условиях стало критическим и как обходятся без импортного.

Заместитель директора по развитию судостроительного завода "Пелла" Илья Вайсман привел статистику из своей отрасли. Раньше в конечной стоимости корабля комплектация составляла 80 процентов, из них 60 процентов приходилось на продукцию, которую теперь надо замещать. При этом критическим для производства считается уровень, при котором больше 50 процентов комплектующих приходит из-за границы.

- Хотя бы 50-60 процентов надо делать самим. Если меньше - это уже называется угроза технологической независимости. Но изолироваться целиком от внешнего мира - цель такая... нереальная, - полагает он. - В судостроении главные вещи - двигатели, системы управления судном и средствами обороны - требуют серьезной независимости как в электронике, так и в механике.

По данным "СПАРК", в 2020 году АО "Пелла" отчиталась об оборотах около 11 млрд рублей при убытке в 1,1 млрд. Среди зарубежных партнеров собеседник перечислил производителей из Великобритании, Германии и США. Но еще с середины 2010-х здесь сосредоточились на импортозамещении. Налажены контакты с мощными отечественными производителями двигателей для крупных машин и поездов: во время испытаний изучается, как максимально увеличить моторесурс агрегатов для судов. Санкции и поворот европейцев эту работу ускорят. Но в отрасли - дефицит стендов для испытаний, а в помощь - кредиты с низкими процентными ставками, одобренные правительством.

- Это то, чего никогда наша банковская система не делала, не понимая, что это один из ключевых моментов. Потому что если предприятие получает кредиты под 10 процентов, а прибыль у него - от 3 до 5, а больше у оборонщиков не бывает, получается бред, - заметил Вайсман. - Думаю, надо брать пример с политики Китая. Он за счет правильного соединения основных направлений и точечного финансирования под два процента годовых за 10 лет вышел на первое место в мире. Теперь они суда строят из крупных блоков, водоизмещением по 1200 тонн, а не по 50, как мы. 

Промышленники на "Кингисеппском машиностроительном заводе" указали на проблемы с поставками подвесных моторных двигателей для катеров спецназначения, а также бесшовных стальных труб и неопрена (эта разновидность синтетического каучука используется в производстве боновых ограждений, которые устанавливаются при сборе нефтепродуктов).

- После ухода с рынка подвесных моторных двигателей японских и американских производителей у нас остается два пути. Либо закупать двигатели в Китае, но их мощность не больше 115 лошадиных сил. Либо заниматься параллельным импортом, что будет сказываться на качестве, гарантийных обязательствах, сервисной поддержке и стоимости конечного продукта, - объяснили представители завода. - Отсутствие поставщиков бесшовных труб увеличит сроки отгрузок по некоторым проектам. Мы ведем поиск поставщиков из Китая и надеемся, что отечественные производители в ближайшее время освоят технологию.

Ситуацию с производством синтетического каучука собеседники считают рискованной. Из двух производителей в России остался один: "Отсутствие конкуренции может привести к росту цен на материал, монополизации рынка".

Исполнительный директор АО "ОДК-Климов" (один из последних героев СССР, а в прошлом - подводный диверсант)  Александр Ватагин призвал автора "не мешать в кучу коней и людей". В том смысле, что высказывание спецпредставителя президента касалось в первую очередь разработок отечественного программного обеспечения.

- Что касается этого, вся работа организована и централизована, и проводится по линии "Ростеха" ("ОДК-Климов" входит в структуру госкопорации - Ред.). Указанная цифра в 10 лет, по-момему, близка к реальности. Что касается самого производства, то мы же сотрудничали не только со странами, которые ввели санкции, - намекнул Ватагин, не раскрыв подробностей.

- Тем не менее, этой весной было много неожиданного. К слову, вагоностроительный завод в Тихвине в простое из-за подшипника, который выпускали компании из Швеции и США.

- Пример мне кажется неудачным. Значит, наши предприятия сориентируются и начнут собственное производство. Завод подшипников в Вологде уже выпускает запчасти для вертолетов, и получается не хуже, чем те же шведские. Мы не остановились, работаем, наращиваем объемы. Да, трудно, будет еще труднее. Но обстановка сама нам подскажет, куда двигаться дальше.

Вопрос 47news был понятен и Андрею Логачеву, исполнительному директору ООО "Фанема". На промышленной площадке в Коммунаре под этим именем работает ткацкая фабрика. По данным "СПАРК", оборот в прошлом году - 25,1 млн рублей при 9,1 млн рублей убытка. На "Фанеме" шумят узлы и крутятся бабины еще советских станков, поэтому говорят, что проблем с запчастями и ремкомплектами нет.

- Как всегда, тотально не хватает кадров, - сообщил 47news Логачев. - Еще была запланирована масштабная цифровизация бухгалтерии и логистики. Что делать после отказа Microsoft от российского рынка, сложно представить. Но вышли на связь с отечественными программистами, которые разрабатывают индивидуальное программное обеспечение. К концу года обещали представить свой проект. 

С сырьем, по словам собеседника, проблем не возникает. Поставщики быстро сориентировались.

- Параллельный импорт хорошо работает. Думаю, не секрет, что крупные производители ткани получают сырье из Турции, Прибалтики, Китая. Партнеры из Средней Азии пока опасаются работать из-за возможных санкций, - заключил исполнительный директор "Фанемы".