Обсуждается выход банка ВТБ из капитала регоператора Петербурга. Если получится, "Интер РАО" заберет акции себе. Тема оказалась не сахар, теперь вопрос в цене. 

На Петербургском экономическом форуме 16 июня президент банка ВТБ Андрей Костин и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко подписали соглашение о социально-экономическом сотрудничестве. Между тем, в кулуарах форума обсуждаются перспективы другого соглашения, подписанного в январе 2021 года. Тогда был создан регоператор по обращению с отходами Петербурга – "Невский экологический оператор" (НЭО). Акционерами стал Петербург (25,1%), Ленобласть (25,1), "Интер РАО" (24,9%) и ВТБ(24,9). 

Подключение мощной банковской структуры и менеджмента из энергетиков Ковальчука-младшего должны были сдвинуть с места мусорную реформу, на годы завязшую в нерешительности чиновников. Звучали мнения, что указание впрячься в эту повозку было дано на федеральном уровне. Исходя из профилей игроков, бизнес-публика полагала, что банк обеспечит под приемлемый процент кредитование строительства мусорообрабатывающих заводов. Речь примерно о 30 млрд рублей. На людей "Интер РАО" возлагали надежды в качестве административного ресурса и энергичного оперативного управления.      

Работа НЭО началась 1 января нынешнего года. Да ещё как началась – Петербург стал тонуть в мусоре. Проклятия и обидные песни сыпались на губернатора Беглова. Что, кстати, послужило причиной сильного охлаждения отношений между администрацией градоначальника и НЭО.   

Со стороны "Интер РАО", самой заметной стала гендиректор Екатерина Горшкова. Она много лет проработала в "Петроэлектросбыте" (входит в орбиту "Интер РАО"). От ВТБ в органы управления НЭО были делегированы люди из "ВТБ инфраструктурный холдинг". Это подразделение занимается концессиями на принципах государственно-частного партнерства. Например, строило Западный скоростной диаметр и аэропорт Пулково. В банковских кругах предполагают, что ожидания от вхождения в тему обращения с отходами были соразмерны по масштабам.   

Весной нынешнего года поползли слухи о том, что ВТБ, скажем так, "разонравилось". Действительно, реалии оказалась не сладкими. Мусорная реформа хоть и сдвинулась с места, но напоминает громыхающий на ухабах тарантас: мусорный коллапс, грызня перевозчиков, постоянные трения с Ленобластью, бунт местного населения там, где планируется построить мусорные заводы, изменившиеся после начала спецоперации цены и прочее, прочее. 

Ещё одной жирной запятой стали условия кредитования. Есть мнение, что процентная ставка не была похожа на дружественную. На другой вид поддержки – акционерный займ, ВТБ тоже не пошёл. 

Как стало известно нашему изданию, на данный момент обсуждается передача доли ВТБ в доверительное управление "Интер РАО" с опционом на дальнейший выкуп. Вот только вопрос в цене. У НЭО по факту нет материальных активов, но есть договор на 10 лет на работу регоператором. Весит он 120 млрд рублей. Детали обсуждения держатся в секрете. 

47news спросил Андрея Костина, по каким причинам ВТБ выходит из акционерного капитала НЭО. Он на пару секунд замешкался, и ответил:  

- Ааа, это ещё вопрос, - обронил Костин. 
- В смысле? - уточнил 47news, но спикер спешно удалился.

В пресс-службе ВТБ не смогли оперативно расшифровать реплику руководителя. Не смогли и ответить на вопрос 47news о перспективах выхода из капитала НЭО. Официальный представитель НЭО ответил по-византийски безупречно: "На текущий момент структура акционерного капитала АО "Невский экологический оператор" по сравнению с первоначальной не менялась". В пресс-службе "Интер РАО" замкнулись в себе. 

Ей богу, эта реформа заколдована, несите другую.