В Финском заливе получил пробоину нефтеналивной танкер. Такова "легенда" учений, которые начнутся сегодня днем в акватории Финского залива.

Сегодня с 13.30 до 14.30 на мелководном побережье Финского залива в поселке Лисий Нос и прилегающей акватории залива Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности проведет тренировку аварийных служб по ликвидации учебного разлива нефтепродуктов. В учениях на акватории залива и прибрежном мелководье будут широко задействованы силы и средства ГУПов "Ленводхоз", "Экострой", "ПиЛАРН", "ССЗ "Спецтранс": вездеходы-амфибии для сбора нефтепродуктов на мелководье, скиммеры, боновые заграждения, устройства энергоподдержки нефтеуборочного оборудования (компрессор, электрогенератор, дизель-генератор), суда-нефтесборщики "Дозор" и "Заслон", разборные емкости для сбора загрязнения с акватории, реквизит штаба проведения учений.

По информации АН "Оперативное прикрытие", впервые на этих учениях покажет себя многофункциональная установка "Труксор" - самоходная платформа-амфибия для удаления загрязненной нефтепродуктами растительности с труднодоступных участков береговой полосы. Компактная, легкая и маневренная машина может легко забираться на обрывы, работать и на мелководье, и на болоте, и в камышовых зарослях, и на сыпучих грунтах. Техническая новинка шведской фирмы "Труксор" была закуплена в ноябре 2007 года для выполнения различных задач нефтеуборочного флота города.

Учение по защите береговой черты Финского залива с участием практически всей аварийной техники и в сложнейших условиях труднопроходимых мелководных участков прибрежных зарослей проводится впервые.

Еще одно новшество нынешних учений: Комитет пригласил общественные экологические организации предоставить волонтеров для отработки совместных действий в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с разливом нефтепродуктов. Для волонтеров - представителей общественных экологических организаций города и студентов экологических специальностей Политехнического университета - подготовлено специальное оснащение и проведен предварительный обучающий семинар.

В ходе учения планируется оценить возможность выполнения работ оперативного характера при чрезвычайных ситуациях, связанных с разливом нефтепродуктов на "сложной" акватории (крупные камни, песчаные отмели и заросли); сильном загрязнении нефтью прибрежной растительности и наличии пострадавшей от аварии фауны. Учения ставят перед собой и более общую цель - оценить вклад экологической составляющей города в общий план действий городской подсистемы Региональной системы ЧС.

Легенда учений следующая: в дежурную службу Комитета поступает информация о чрезвычайной ситуации - на акватории Финского залива получил пробоину нефтеналивной танкер, вылилось 10 тонн дизельного топлива. Мелководная часть и заболоченная местность побережья находятся под угрозой сильного загрязнения. Масштаб учебного "бедствия" сопоставим с прошлогодней аварией в Керчи. Отрабатываться будут, в том числе, и варианты самого неблагоприятного развития событий с учетом ситуации, когда большое пятно нефтепродуктов под действием ветра и течения перемещается в мелководные и заболоченные участки побережья Приморского района. По расчетам, пятно попадает на берег в районе плавней Лисьего Носа - на особо охраняемую природную территорию с уникальной флорой и фауной, зону ответственности города.

Целью проводимого учения является отработка координации деятельности и практических навыков руководства городских аварийных экологических служб. Это, прежде всего, оценка возможностей специалистов аварийных служб в согласованности действий при локализации и проведении аварийных работ в случаях масштабного разлива нефтепродуктов, проверка технической оснащенности и готовность к оперативным действиям.

В ходе учений будут отработаны математические методы моделирования развития аварийной ситуации для организации устойчивого и эффективного управления действиями специалистов во время проведения аварийных работ.

Таким образом, в ходе учений будет продемонстрирован весь ход процесса локализации и ликвидации аварийной ситуации чрезвычайного характера на акватории внутреннего моря и в прибрежной зоне уникальной природной территории.