Главы МИД Латвии, Эстонии и Литвы заявили о своей поддержке намерений Хельсинки и Стокгольма вступить в НАТО.

"Балтийское море становится морем НАТО", — цитирует 13 мая "Коммерсантъ" главу МИД Латвии Эдгарса Ринкевича по газете Financial Times .

При этом латвийский дипломат отметил, что расширение военно-политического блока не отменяет требований балтийских стран об усилении их собственной безопасности, ранее выдвинутых к альянсу.

"Есть еще вопросы, которые необходимо решить. Нынешняя ситуация с безопасностью требует от альянса более смелых планов",— отметил глава МИД Латвии.

"Это вступление означает, что само НАТО будет значительно усилено и в то же время укрепит обстановку безопасности в Северной Европе и регионе Балтийского моря",— сказала в свою очередь FT глава МИД Эстонии Эва-Мария Лийметс.

Министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис также заявил, что вступление Финляндии и Швеции в альянс даст миру "четкое послание о том, что северная часть Европы — это территория НАТО". "Со всех практических, политических и охранных точек зрения это было бы безопаснее", - отметил внук одного из лидеров Литвы после развала СССР Витаутаса Ландсбергиса.

12 мая власти Финляндии заявили об официальной поддержке инициативы вступления страны в НАТО. 13 мая глава МИД республики Пекка Хаависто сообщил, что заявка может быть подана уже на следующей неделе после одобрения в парламенте.

Страны Балтии становятся более защищёнными в случае расширения НАТО на Швецию и Финляндию рассказал "Фонтанке" директор исследовательской программы по восточному соседству ЕС Финского института международных отношений Аркадий Мошес.

"И Финляндия, и Швеция — доноры безопасности. Здравый смысл подсказывает, что если распространить определённые военные возможности Финляндии на страны Балтии, запланировать их применение в целях защиты воздушного пространства той же Эстонии, что абсолютно возможно технически, то с военной точки зрения защищённость стран Балтии увеличивается. Это означает, что те силы, которые сейчас на временной основе размещаются в странах Балтии, могут быть в дальнейшем размещены в других местах натовской зоны ответственности. Финляндия и Швеция внесут вклад в оборонный потенциал альянса в регионе. Это добавит защитного потенциала странам Балтии", - полагает эксперт.

В свою очередь член Совета по внешней и оборонной политике и Российского совета по международным делам Дмитрий Тренин, ранее работавший в структурах Минобороны СССР, считает, что риски для Эстонии, Латвии и Литвы изменятся незначительно.

"В случае масштабного вооружённого конфликта между Россией и НАТО Прибалтика, вероятно, станет частью театра военных действий. Если, как я надеюсь, такого конфликта не случится, то прямой угрозы трём прибалтийским государствам я не вижу. Если, конечно, Литва не попытается блокировать Калининград с суши. Вступление в НАТО Швеции и Финляндии может создать у прибалтов ощущение большей безопасности. Прибалты исходят при этом из представления о том, что Россия всегда будет стремиться их завоевать и поглотить. На мой взгляд, это представление неверно и, соответственно, влияние шведско-финского фактора на геополитическое положение Прибалтики и ее безопасность незначительно", - сказал Дмитрий Тренин.

После того, как власти Финляндии заявили о поддержке идеи вступления этой нейтральной страны в северо-атлантический альянс, первый зампредседателя постоянного представителя РФ при ООН Дмитрий Полянский заявил, что "если на этих территориях [Финляндия и Швеция] появятся подразделения НАТО, эти территории могут стать целью или возможной целью для удара". Ещё в апреле зампред Совета Безопасности РФ Дмитрий Медведев утверждал, что в случае вступления Финляндии и Швеции в НАТО  "ни о каком безъядерном статусе Балтики речь идти уже не сможет".