"Много ли бабульке надо?" - смеется наша заплаканная собеседница после того, как корпорация нашла ей газ. Вы послушайте про идеальные дороги её молодости.
В мае к дому 78-летней Руфины Лебедевой в Токсово проведут газ, сообщили в компании “Газпром газораспределение Ленинградской области”. (47news передал ее просьбу в разговоре с гендиректором Вячеславом Бузиным). Для горожанина масштаб события абстрактен, а Лебедева годами запасалась дровами.
- Я в 43-м родилась здесь, в Токсово. 28 мая будет 79 лет. Вот такая я бабушка уже, - смеется она, добавляя, что солнцезащитные очки велел носить врач из-за проблем со зрением.
- Вы просто расскажите нам о себе.
- Мама - простая крестьянка, приехала с Тверской губернии в 41-м, до начала всего. Колхозы тогда разваливались, негде было работать. Мамуля работала всю войну в Токсово, возила из Лавриков на лошадях молоко в госпиталь (сейчас на его месте пятиэтажный дом). Отец – с Новгородской области приехал, тоже перед войной. Работал на нефтебазе здесь. У него семья там осталась, а в войну его семью в Германию угнали. А когда они вернулись, то написали отцу. Мать моя сказала: Николай Дмитрич, иди, дорогой, к ним...
из личного архива, Руфина Лебедева
- Пошла в школу в 50-м году. Падала в обморок, настолько была голодная. У нас была одна еда - картошка. Сами сажали, сами копали. Я даже вспоминать не хочу. Это потом уже коза у нас была, звали Белочка. Помню, братик глухонемой поставит её и пытается произнести: "Бэла, Бэлла". И поросёнок потом был.
- В школе замечательное время было, несмотря ни на что. Мы все спортом занимались, я с шести лет плавала. А мамуля была ещё и портнихой, всех обшивала. И сапожки даже, бывало, сошьёт. Тогда ведь негде даже было купить, но мы жили очень чистенько. Помню, и на улицах идеальный порядок. Дороги были мощеные из камня, не как сейчас асфальтированные, представляете? А зайдешь в гастроном, а там такой аромат! Ну, понимаете, это же после войны.
- Вы помните смерть Сталина?
- Да, конечно. В 53-м году я училась в третьем классе. У нас была линейка, я как сейчас вижу, все плакали. Это же был наш вождь и учитель.
- Вышла замуж в 18 лет. Муж спортсмен, 24 года, лыжник, гонщик - мастер спорта, заслуженным тренером потом стал. Он с ребятишками занимался. Мы с ним прожили 58 лет вместе. Он в 2019-м умер. И так любили мы друг друга, так любили... Я горюю каждый день, будто и сегодня сижу разговариваю с ним.
- Вы работать пошли после замужества?
- Да, конечно. Сначала закончила курсы на метеоролога, в 1961-м пошла на метеостанцию в Токсово - вела наблюдение за погодой, дежурили по 12 часов в день. В 62-м у меня родился сын. Потом швеей работала на фабрике в Токсово, затем оплавщицей полотна. Отработала там 36 лет.
- Дети?
- Было у меня двое сыновей, но осталась одна. Такая судьба. Старший погиб, попал под поезд. Младший в 54 года от болезни умер. Сейчас внук помогает, он от младшего сына. Золотой парень, ему 32 года. Служил в полиции, сейчас работает в автосервисе, молодец - заботливый.
- Получается, вы всю жизнь топите печку?
- Да, и сейчас вот с вами разговариваю и сижу у неё. Супруг память оставил, такую красивую сложил. Дрова я заказываю, 15 тысяч рублей машина на пять кубов. Мне две нужно на зиму, банька же ещё. Воду внук в этом году провел в дом из колодца с насосом и водогрей электрический поставил. За электричество, конечно, приходится платить, - по 800 рублей в месяц.
- А когда вы попросили провести газ?
- В 2013-м. Сказали же, что началась газификация. Но мне все отказывали и отказывали. У многих соседей проведен газ, но, как я понимаю, за деньги. А у меня на это не было возможностей. Говорили, что нет мощностей каких-то.
Стоит сказать, что у компании “Газпром Трансгаз Санкт-Петербург” на подстанции в Кузьмолово действительно нет мощностей. Но здесь нюанс - часть из них зарезервированы только на бумаге. В реальности, газ по многим заявкам не поставляется из-за неготовности жителей оборудовать принимающее оборудование на своих участках. То есть, заявки поданы “чтобы было”.
- Но на днях приехали, сказали: мы вами займемся.
- Какая у вас пенсия?
- 24 тысячи со всеми надбавками, хоть я и блокадница. Но, понимаете, у меня была небольшая зарплата. Но я не жалуюсь, живу хорошо, мне хватает. Фрукты и все остальное есть. Да и много ли бабульке надо, - смеется собеседница.
На фото - Руфина Лебедева
- У вас редкое имя - Руфина. Откуда оно?
- Мама в честь тётушки назвала. Греческое имя, переводится как “рыжая”. Но я не рыжая, а была темно-русая.
- Что на душе, Руфина Николаевна?
- Маму вспоминаю, иногда плачу. Мария Иванна Фадеева... Она ничего хорошего не видела в жизни, но вот удивительно - была такая жизнерадостная всегда, песни пела старинные.
- Помните, что у нее спрашивали ребенком?
- Ещё девочкой её спросила: мама, зачем же ты еще и меня родила в такое страшное время? А она отвечала: доченька, родила - и хорошо же, радуйся.
- Руфина Николаевна, нам позарез нужны ваши фотографии!
- Сынок, я такая заплаканная. ...Хорошо, кошку Мусю возьму и улыбнусь.
Виктор Смирнов, 47news