Именем премьер-министра России судам запрещено называть должников банкротами. 47news собрал реакцию тех, кто не дождался денег.

Арбитражные суды с 1 апреля откажут в регистрации исков о признании должников банкротами. Накануне во время совещания с членами правительства премьер-министр России Михаил Мишустин анонсировал этот мораторий. Он действует полгода, до 1 октября.

Между тем, по данным на 1 апреля, в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти содержались данные об 1,4 млн дел, связанных с банкротствами.

47news поговорил о новелле и грядущих рисках с экспертом и потенциальными кредиторами - то есть теми, кто в арбитраже пытался выбить долги.

Например, стрелковый клуб "Царское Село" спорил с добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и его пушкинским отделением, требуя 10 млн рублей. Суд и апелляция встали на сторону истца, в январе приставы возбудили исполнительное производство о взыскании долга. Но денег стрелковый клуб не получил. К марту подан иск о признании пушкинского отделения банкротом. Производство по нему приостановлено.

- А потом вышел Мишустин и объявил мораторий. Думаю, что и на наш иск он распространится, - рассказал 47news совладелец стрелкового клуба Владимир Гашук. - Если деньги не получится вернуть, будем закрываться и добровольно объявлять себя банкротами, для нас 10 миллионов - серьезная сумма, часть привлекалась с помощью кредитов.

Мораторий на банкротство по заявлению кредиторов распространяется на компании, индивидуальных предпринимателей и физлиц. Его действие не распространяется на должников-застройщиков, чьи дома уже в реестре проблемных объектов.

- Иски кредиторов компаниям по-прежнему грозят, не грозит банкротство, это разные вещи, - еще раз объяснил председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин. - Мне кажется, мера правильная и вообще больше история для налоговой. Потому что она, по идее, должна автоматически предъявлять иск о признании банкротом, когда возникают недоимки.

Собеседник добавил, что в условиях моратория должники могут пойти друг за другом по цепочке. То есть, не добившись денег в суде, компания сама не исполнит обязательства, чем спровоцирует иски уже против самой себя.

- Но хотя бы не будет раздербанивания бизнеса. Он может испытывать трудности временные, но мораторий говорит о том, что его не убьют. Потому что запуск процедуры банкротства - это всегда практически смертная казнь, - отметил Рокин. - С масштабом нынешнего кризиса никто не сталкивался. Нет ни одного учебника, где было бы написано, как разруливать такие ситуации. Ну кроме одного - примитивизация экономики и возвращение в 1950-е годы, с госрегулированием цен и так далее.

Компания из Павловска "Диджи-Арт" накануне решением первой инстанции добилась выплаты около 870 тысяч рублей от медоварни из Курской области за производство полиграфии. В прежние времена после апелляции и возбуждения исполнительного производства "Диджи-Арт" могла потребовать признать контрагента банкротом.

- Из этих денег были оплачены закупка материала, сырья, платили сотрудникам, налоги - то есть полностью обеспечивали деятельность компании. Теперь, естественно, вынуждены из оборотных средств, прибыли и других заказов восполнять то, что потратили на этот тираж, - рассуждает совладелец и генеральный директор фирмы из Павловска Вячеслав Коваленко.

- Есть план, если в ближайшей перспективе не получится вернуть деньги?

- Кредитов никаких не будем брать. Образно говоря, мы лишимся суммы, которую потратили. Что касается именно этого заказчика, то суд решит. Если ничего не выплатят, долг останется за ними. Через три года в декларации укажем, что не получили прибыли, уплаченный налог вернется, - спокойно рассудил собеседник.

- А если эта проблема спровоцирует трудности с оборотами, и иск о банкротстве придет уже вам?

- Не уверен, что кто-то будет подавать. Не бывало ни разу, например, чтобы мы деньги получили, а заказчику не доставили товар. Мы обязательства выполняем.

Петербургский производитель сливочного масла и сыра "Версия" пытается в арбитраже взыскать с контрагента из столицы 7,1 млн рублей. Генеральный директор компании Марина Миронова уверена, что до обращения с иском о банкротстве не дойдет.

- Во-первых, подана апелляция. С тем, как наши суды рассматривают, все может затянуться. Ответчик пытается уменьшить сумму и так далее. Но я в этой компании работаю больше 20 лет и за все время судебных тяжб мы никогда не подавали на банкротство должников, в любые годы. И практически всегда свои деньги получали. Просто человек не хочет отдавать деньги и ищет законный способ. Но когда наступает вариант, что ему положат исполнительный лист на расчетный счет, то у него просто не будет выхода.

- И все-таки ситуация этой весной другая. А если таких должников будет несколько, а  суммы окажутся критическими?

- Такие вопросы у нас решают учредители, я не уполномочена говорить за них. Слушайте, есть риск и того, что мне завтра кирпич на голову упадет и на этом все закончится. Кто же знает, что будет дальше. Мы больше чем уверены, что нам деньги заплатят.

Отметим, что похожей мерой правительство уже пользовалось в самом начале пандемии. Мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов действовал с 6 апреля 2020 до 7 января 2021 года. Опрошенные 47news юристы указали на различия: тогда взыскать долги не могли и судебные приставы.