На фоне ошеломительного роста цен поставщики альтернативных запчастей строят обходную логистику и надеются на развалы-разборки. 47news спросил эксперта, стоит ли перескакивать с крутых тачек.

Об обстановке на рынке продаж и обслуживания автомобилей 47news 28 марта спросил Виталия Новикова, исполнительного директора Союза автосервисов. Эта некоммерческая структура объединяет больше сотни индивидуальных предпринимателей и фирм от Сибири до Москвы и Петербурга.

- На днях официальные дилеры уведомили клиентов о том, что те остаются без гарантийного ремонта и грозились устанавливать подержанные запчасти...

- Точнее, неоригинальные или восстановленные. Ситуация очень простая. Дистрибьюторы, то есть автопроизводители, перестали поставлять оригинальные детали. По российскому законодательству ответственность по поддержанию гарантии лежит на торгующей организации. Наш закон не прописывает, что должны быть оригинальные детали, но функциональность должна быть восстановлена. На необходимости использовать оригинальные запчасти настаивали в первую очередь производители, а вслед за ними клиенты.

Сегодня ситуация такая, что дилеры производителями по большому счету оказались брошены. Есть несколько вариантов. Например, отказаться от гарантии и столкнуться с проблемами российского законодательства или поддерживать гарантию по мере сил с использованием неоригинальных запасных частей. Есть третий вариант - целиком субсидировать работу с оригинальными запчастями. Но это вряд ли исполнимо ввиду отсутствия деталей и сильно выросших цен. Стоимость некоторых оригинальных выросла в шесть раз.

- А что с неоригинальными и стоимостью ремонта в атосервисах?

- Эти запчасти подорожали от 30 до 300 процентов. Как правило, по большей части, на величину изменений курса валюты, либо чуть выше. То есть стоимость содержания выросла. У нас в союзе обсуждали, поднимать стоимость обслуживания или нет, учитывая, что себестоимость ведения бизнеса выросла. Но большинство участников решило не поднимать.

Если про новые неоригинальные детали, то их источники - дистрибьюторы в России. Это отдельные оптовые компании, которые возят сюда детали. Они никуда не делись, ищут, как сегодня оптимизировать логистику. А б/у детали начали подтягиваться за рынком вверх, безусловно. 

С начала марта автовладельцы начали про запас заказывать так называемые расходники: фильтры, тормозные колодки, диски, ламы для фар, сообщал РБК. А представители автосервисов в разговорах жаловались на двукратный рост стоимости запчастей для автоматических коробок переключения передач.

- Фиксируют ли автосервисы-участники союза поток тех, кто раньше обслуживался у дилеров?  

- Рост пока незначительный. По разным регионам, на 5-10 процентов. ТО подорожало, раньше оно стоило 10-20 тысяч, сегодня 20-40. Люди, конечно, ищут и будут искать способы купить не оригинальную деталь, приехать к дилеру и ее поставить, например. В принципе, по российскому законодательству, гарантия будет поддерживаться, даже если клиент заменил все не у дилера, а просто на сертифицированной СТО. 

- Может ли возникнуть ситуация, когда поставщики еще не разобрались с логистикой, а в б/у-сегменте образуется дефицит?

- Может, конечно. Часть рынка бэушных деталей формируется за счет импорта. В Петербурге порядка 30 разборок с запчастями. В цифрах и объемах реализации не готов назвать, я просто не знаю. Сложно сейчас прогнозировать. С одной стороны, очень жаль владельцев редких автомобилей. Хотя, может быть, нужные им детали вымоются в последнюю очередь.

- Под редкими вы подразумеваете...?  

- Daihatsu, Mitsuoka. (Первая компания - подразделение японского концерна "Тойота", вторая тоже из Японии и работает самостоятельно - Ред.) 

- А какова ситуация, скажем так, на сопутствующих рынках? Уже сообщается, что новые колеса заканчиваются.

- Ну, значит будет больше китайских. Ну, подорожала резина. Поймите, есть определенная эластичность спроса по цене, вырастет спрос на бывшую в употреблении резину, на китайскую.

Коллеги 47news с "Фонтанки" на пороге нового сезона уже интересовались динамикой цен. Из исследования выходило, что стоимость комплектов из четырех колес увеличилась в два раза. Ценники на колеса престижных брендов вроде Continental, Michelin, Nokian выросли втрое.

- В 2010-х производители уже заявляли, что уходят с российского рынка. Либо не видели перспектив, либо были недовольны продажами. Чем нынешняя ситуация отличается от той?

- Да, Ford ушел, Chevrolet, Opel, Alfa Romeo... Тем, что тогда они принимали решение сами, а сейчас их попросили. 

- Стоит ли на этом фоне гипотетическому владельцу "Мерседеса" подыскивать аналоги?

- Слушайте, вы сами создаете панику. Представляете, я жене скажу: "BMW на фиг, подумай о любой другой машине". Я у нее третий муж, и тогда наверняка будет четвертый. Ну кто в здравом уме этим будет заниматься... Переставят детали с бэушных, купят не оригинал. Никому ничего не надо делать, ездите спокойно. Что делать, если у вас Daihatsu Atrai - вот это вопрос, где вы возьмете детали? А на "Мерседес"-то уж найдутся. Есть любители редких автомобилей. Пожалуйста, поменяйте Daihatsu на Dodge. 

- Но с "американцами" же тоже возникнут сложности. Как, например, действовать хозяину Chevrolet Camarro или другого масл-кара?

- Слушайте, они с самого начала знали, что покупают геморрой, для них ничего не поменяется. Вряд ли они покупали этот автомобиль из практических соображений. Ну, через Казахстан привезут им детали. Не будет в наличии - будет 30 дней на доставку. То есть вырастут сроки и цена.

- Вот Renault на прошлой неделе объявил об остановке производства в России. Их машины недавно были относительно недорогими. Потенциальные покупатели будут искать аналоги?

- Про бюджетность я бы очень осторожно говорил. Можно ли назвать бюджетным Hyundai Solaris, за который просят 2,7 миллиона? А Volkswagen Polo седан, который продают за 2,2 миллиона? Все машины резко подорожали и перестали быть бюджетными.

- В текущей ситуации продажи наверняка упадут, а независимые от дилеров автосервисы почувствуют себя увереннее.

- Не то чтобы увереннее, но, скажем так, более стабильно.

- На китайском сегменте есть динамика на фоне происходящего? 

- Продажи в 2021 году по сравнению с предыдущим выросли в четыре раза. Надо понимать, что сегодня в рейтинге самых продаваемых автомобилей уже два китайских. В десятке автопроизводителей самых популярных в России уже тоже есть "китаец". Ну, добро пожаловать.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, рейтинг самых продаваемых марок в 2021 году возглавила "Лада" (продано 350 714 машин). В тройку лидеров вошли "Киа" (205 801) и "Хендэ" (167 333). Кратно меньше было продано авто китайских Haval (39 126) и Chery (37 118), но динамика по сравнению прошлым годом - 125 и 224 процента соответственно.

- Могут ли начать активную экспансию другие производители? 

- Например, иранский Khodro или японский Maruti? (Смеется). У последнего акционер Suzuki. Так что вопрос, разрешат они или нет. Tata (производитель из Индии, с 2008 года - владелец брендов Jaguar и Land Rover - ред.) уже пыталась зайти на наш рынок. Слушайте, все зависит от того, насколько это длительная ситуация. В любом случае немедленно никто не появится.