Он создал и натворил столько, что неуместен даже жанр: "Кто вы мистер Невзоров?". Тогда 47news написал его портрет по-своему. Он какой угодно, но не скучный.

Следком 23 марта устами генерала Светланы Петренко за 52 секунды оповестил о возбуждении уголовного дела в отношении Александра Невзорова. В них уместились слова про заведомо ложную информацию, про публичные страницы в соцсетях, что уже запрещены в России и ещё нет, - про якобы пострадавших от обстрела, про постановочные фотографии. "Местонахождение Невзорова устанавливается", - закончила она. Статья за "Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооружённых сил РФ" подразумевает максимум 15 лет несвободы, то есть более 473 миллиона секунд. Такие дела.

Путь Невзорова в матёрые описан и им самим, и поклонниками, и недоброжелателями. В биографии 63-летнего журналиста какофония разнообразных редкостей и чудачеств, где подлинные выкрутасы перемежаются с нарочитыми фокусами. Дед бил "лесных братьев", а отец чуть ли не команчи из резервации под Оклахомой. Неоконченный филфак универа, псалмы в церковном хоре и каскадёрство на Ленфильме. Всесоюзная известность через бытоописательство Ленинграда в "600 секунд". Тогда он реально порвал советское телевидение на американский репортерский жанр.

Потом горячие точки разваливающейся советской империи и героизация ее защитников. Он буквально с автоматом стоял в строю легендарного рижского ОМОНа, кто поднял восстание в ускользающей Прибалтике. Затем создание собственного народно-освободительного движения и четыре депутатских созыва в Государственной думе. Препарирование чеченских событий. Уход в лошадиную тему и начало крестового похода на религию, что начинался с ярого православия. Да что угодно.

Бесконечные интервью. Названия книг и разнообразных видеонаставлений говорят сами за себя: "Краткая история цинизма", "Искусство оскорблять", "Искусство лгать", "Отставка господа бога".

Первым, кто вошёл с Невзоровым в публичную и смелую конфронтацию - журналист Андрей Константинов. В феврале 1992 года в "Смене" на несколько номеров растянулось его расследование "Золотая пуля" про события в ночь на 13 декабря 1990-го на пустыре за железкой на Суздальском проспекте. Во тьму Невзоров ушёл за компроматом на председателя Ленгорисполкома Щелканова, а вышел с незначительным, но ранением. Константинов со схемами и сводками более чем усомнился в покушении. И вывел: инсценировка.

1.jpg скан газеты "Смена"

Желание пожать друг другу руку у Невзорова и Константинова так и не появилось. До первого дозвониться пока не выходит, до второго нам проще.

- Абсолютный провокатор по призванию. Безусловно неординарный и одарённый, но жизнь подгоняет под свои планы и представления. Он не то, что безнравственный, но он бравирует тем, что для него не существует понятий добра и зла. В итоге он сам себя заколдовал тем, что не живёт по законам обычных людей. Если у "обычного" человека есть такие понятия, как "стыдно", "плохо", "нельзя", то для него их не существует, - приговорил он.

Андрей Константинов вспомнил, что в бытность депутатом Госдумы в помощниках у Глебыча был авторитетный Кумарин. Когда же "ночного губернатора" Петербурга взяли, а у известного журналиста спросили, как так вышло, то ответ сводился к тому, что Владимир Сергеевич не был педофилом, а других табу в целом и нет.

- Но это вопрос не к нему, это вопрос к властям. Как такое может быть, что такой человек был сам депутатом, был советником у многих губернаторов. Последние несколько лет его выступления по радио было слушать невозможно. Там была сконцентрирована такая ненависть к нашему государству, он открыто участвовал в информационно-психологической войне против него. Особенность этого гуманоида в том, что он абсолютно самовлюбленный, нарцисс, человек, который считает, что он на много голов выше среднестатистического человека. Он очень хороший коммуникатор, способен располагать к себе. Это дано не всем. Но это такое отрицательное обаяние Я. Он умело сыплет именами, фамилиями, должностями. Многие люди, даже будучи при регалиях, начинали заискивать перед ним. Самая приятная вещь для него — это обсуждение его же самого. Так что мы сейчас делаем ему very good. Можно говорить про природную суть предательства, но он скажет, что это называется эволюция. Человек легко переобувается и говорит, что теперь эти ботинки ему удобны. Как у Есенина: "Да, мне нравилась девушка в белом, но теперь я люблю в голубом", - добавил перца в осмысление Невзорова Константинов.

В свою очередь своими воспоминаниями о Глебыче поделился и главред "Фонтанки" Александр Горшков: "Невзоров — пожалуй, самый загадочный персонаж в современной российской журналистике, переживший несколько реинкарнаций... Году в 93-м я напросился на интервью к Невзорову. По-моему, это было на пике очередного противостояния между "патриотами" и "либералами". Мы совершенно не совпадали, от слова совсем. Но он почему-то сказал тогда: "Если бы за тобой пришли, я бы тебя спрятал". Сегодня я по-человечески был бы обязан вернуть этот долг…".

Сам же уже разыскиваемый на сцене израильского концертного зала чувствует себя абсолютным мессией, как должное воспринимая долгие аплодисменты. Тут и букв не надо.

Раз уж я поговорил с Константиновым и Горшковым, то добавлю слова их бессменного друга и совладельца изданий Евгения Вышенкова.

- Невзоров кто угодно, но не Джордано Бруно. Он все решил заранее, рассчитал и громко хлопнул дверью перед эмиграцией. Прекрасно зная реакцию власти, буквально за секунду до возбуждения дела, он был уже в Израиле. Думаю, он понял, что у нас на изысканном жонглировании грязью, а это он реально талантливо исполняет, больше не заработаешь и умышленно нырнул осваивать новый рынок. Поймите, он любит жить не богато, а шикарно. Он и супруга – на Бентли, в загородной вилле – бассейн сливается с полом. Даже такое имущество бросил. Ошибся - не ошибся, а анализировал он побег точно. Да еще с упоением в своем вечном бою за визги аудитории.