Под грохот резкого подорожания дорожные строители категорически хотят изменить условия госконтрактов. И предложения не только их касаются.    

В Минстрое продолжается согласование антикризисных мер в строительной отрасли и ЖКХ. По данным 47news, в числе прочего обсуждается смягчение условий при заключении госконтрактов и запуск механизма пополнения оборотных средств крупных предприятий строительной отрасли, оказавшихся в сложной ситуации.

Тем временем, по информации 47news, строительно-дорожные компании Петербурга готовят свои предложения Смольному и федералам. Среди них - поднять авансы на рынке госзаказа с нынешних 15-20% до 50%. Как минимум. Аргументов несколько.

Первый - стройматериалы составляют примерно 70% от стоимости контракта. На основные из них рост цен уже в прошлом году составил от 40 до 110%. В этом году все продолжилось, а опасений кратно больше из-за непрогнозируемых рисков.

Так, в январе прошлого года тонна битума стоила в среднем 18 тысяч рублей. На данный момент цена поднялась до 28 тысяч, к лету ожидается 40 тысяч, но что будет по факту, никто не знает.

Основные производители битума - это отечественные нефтяные компании "Газпром нефть", "Лукойл", "Роснефть". В Ленобласти - завод "КИНЕФ", принадлежащий "Сургутнефтегазу". (Битум - производная нефти). Но из нее можно делать и мазут. По выгодной цене его покупали США. Как говорят, несмотря на международную обстановку, танкеры туда продолжают идти. И понятно, что выгоднее продавать нефть и мазут за рубеж. В целом же, нефтяники формируют стоимость битума, ориентируясь на цену барреля нефти в долларах, а она значительно выросла. 

По словам дорожников, увеличение аванса позволит приобрести материалы по нынешней, фиксированной, цене. В ином случае вероятен срыв исполнения госконтрактов. Одна из причин та, что при увеличении сметы на более чем 10% требуется проведение госэкспертизы. А это примерно полгода. При этом сезон ремонта дорог длится до ноября. И если строительная компания споткнется об выросшие цены, предположим, в июле, она может не успеть выполнить в срок свои обязательства. И почти автоматом попадет в реестр недобросовестных поставщиков и не сможет участвовать в госзакупках. То есть, не только минус ремонт конкретной дороги, но и минус конкретная компания на рынке. Далее вы знаете - рабочие места, налоги. 

Еще один основной материал - щебень. Его стоимость пока не растет. Но устремились вверх цены на перевозки. Большинство грузовиков импортные. В одной из компаний рассказали, что за последние десять дней цены на запчасти выросли на 35-50%. То же самое касается и техники дорожных предприятий.  

Второй аргумент касается классической схемы финансирования в дорожном строительстве. В нормальных условиях компания брала кредит в банке и после выполнения работ гасила его полученными от заказчика деньгами. Но 28 февраля Центробанк поднял ключевую ставку с 9,5 до 20%, и банки подняли ставки по кредитам до 21-25%. (Ранее были на уровне 11%). Под нынешний процент дорожники кредитоваться не в силах.       

Ключевая ставка - минимальный процент, под который коммерческие банки берут кредиты у ЦБ. Это можно назвать оптовой ценой, а для своих нужд банки используют розничные. Таким образом, проценты по кредитам и депозитам как правило выше ключевой ставки. Повышение ЦБ призвано увеличить проценты по депозитам и сохранению средств граждан. Но обратная сторона меры - резкое удорожание кредитов.

Итак, предложения дорожников: раз государство все равно намерено потратить энную сумму на оплату контракта, то почему бы не дать такой аванс, который бы позволил закупить необходимое количество материалов по понятной цене. Нынешние размеры аванса могут привести к тому, что на все работы средств может в итоге не хватить, полагают авторы обращения, поэтапное финансирование показывает себя несостоятельным. 

В качестве гарантии исполнения обязательств предлагается принимать в расчёт банковскую гарантию. Она в обязательном порядке есть у каждого, кто исполняет тот или иной госзаказ.

Что касается ситуации здесь и сейчас, то, как говорят, в некоторых случаях  бизнесменам уже идут навстречу. Реализация - через допсоглашения к договору.      

По словам председателя объединения “Дормост” Кирилла Иванова, изменение условий финансирования по госконтрактам при нынешней турбулентности позволит сохранить и рабочие места и налоговые поступления. А говоря проще, с точки зрения бизнеса - выжить.   

- Есть два условных сектора. Один почти не работает с госзаказом. Это, например, ритейл, бизнес-центры и еще множество направлений. Для них уже введены налоговые послабления, запрещены проверки. Мы же просим обратить внимание и поддержать тот сектор, который работает с госзаказом. Это же в итоге рычаг поддержки экономики – деньги, потраченные на себя, на инфраструктуру, возвращаются государству.      

Отметим, что внесение изменений в процедуру потребует изменения федеральных законов. В обычных условиях это тягучая история с неочевидным исходом. Но то - в обычных.