Контейнеры, удобрения, грузы из Казахстана и белорусские терминалы - на потом. В плюсе - "Маршал Рокоссовский". 47news подсчитал минусы портового бизнеса двух регионов.
К 9 марта о приостановке обслуживания российских портов заявили основные международные морские контейнерные перевозчики - Maersk, MSC, CMA, Hapag-Lloyd и оператор порта Гамбург HHLA. Последний, по мнению экспертов, обслуживает 3,5 млн российских контейнеров в год, это почти две трети контейнерооборота всех портов страны за 2021 год.
С нами остались только китайские COSCO и OOCL, чья суммарная доля в контейнерообороте петербургского порта 15%, но и у них проблемы с перевалкой российских грузов в европейских портах. Санкции международных морских перевозчиков бьют только по Петербургу, который перевалил в 2021 году около 2 млн контейнеров. Усть-Луга погрузила лишь 29 тысяч, Высоцк, Приморск и Выборг с ними не работают. Но для петербургского порта перевалка в контейнерах - почти 40% годового оборота (26 млн тонн из 62-х).
4 марта о переориентации своих грузов из российских портов в латвийские заявил Казахстан. Среди тех, что в минусе, названы порты Петербург, Усть-Луга, Новороссийск и Тамань. В плюсе - Лиепая, Рига, Вентспилс.
Выглядит, как дежавю наоборот. Последние лет пятнадцать политика России звучала, как перетаскивание нашего экспорта из прибалтийских портов в отечественные. Под этим лозунгом Усть-Луга, собственно, и начала строиться до нынешнего статуса одного из крупнейших портов Европы. Похоже, от участника единого с Россией экономического пространства Казахстана такого никто не ожидал.
Хороший, конечно, вопрос: где же в нашем регионе казахстанские грузы и в каких количествах? Это сугубо коммерческая информация, которую никто раскрывать не готов. Участники рынка полагают, что в петербургском порту могли грузиться на суда казахстанские ферросплавы, а в Усть-Луге уголь, хотя традиционным местом перевалки угля из Казахстана считается Высоцк. Очень приблизительно объем казахстанского экспорта через порты наших двух регионов оценивают не более, чем в 5 млн тонн в год.
Ещё 4 марта применительную к портам контрсанкцию назвал Минпромторг. Он рекомендовал приостановить до лучших времен экспорт российских минеральных удобрений.
В 2021 году все порты Петербурга и Ленобласти погрузили на суда 12,6 млн тонн удобрений, и пока это предел. Основные грузчики тут "Балтийский балкерный терминал" в Петербурге (6,6 млн тонн) и "Европейский серный терминал" в Усть-Луге (3,4 млн тонн). 12,6 млн тонн составляют около 5% грузооборотов всех портов Питера и области, такой "минус" нельзя назвать критичным, но он неприятный.
Особенно, с учетом планов "Ультрамара и "Еврохима" в Усть-Луге и "Приморского УПК" в Приморске. Они же на круг собираются после 2024 года грузить на суда под 25 млн тонн удобрений на терминалах, которые пока не построили. На минуточку, речь об увеличении портовых мощностей для перевалки удобрений в Ленобласти минимум вдвое.
Теперь им точно есть, о чем подумать. Ведь в тот же день по случаю торжественного подъема российского флага на первом в стране автомобильно-железнодорожном СПГ-пароме "Маршал Рокоссовский" для линии "Усть-Луга - Балтийск" президент сделал интересное заявление: "Некоторые инфраструктурные, транспортные проекты могут быть сдвинуты вправо при отказе иностранных компаний от сотрудничества" (цитата). И тут же лидер публично напомнил губернатору Ленобласти об обещании посодействовать Белоруссии в строительстве морских терминалов в регионе из-за отказа принимать её грузы европейскими. Кажется, эти два заявления в одном выступлении правильно трактовать, как успокоительное для Лукашенко. Мол, мы вам портовые мощности, конечно, построим, но когда-нибудь потом. (Напомним, основные белорусские морские грузы - нефтепродукты и те же минеральные удобрения).
Зато у калининградского порта теперь вырисовывается жирный "плюс" - помимо старого "Амбала" и нового "Маршала Рокоссовского", в этом году линии "Усть-Луга - Балтийск" обещают второй паром того же проекта CNF19M, что и "Маршал Рокоссовский" - "Генерал Черняховский". В общем, морское сообщение с российским "островом" в Европе явно налаживается вопреки всему.
По состоянию на утро 9 марта порты Петербурга и Ленобласти потеряли не менее 17% грузооборота. Обнадёживает лишь самое часто употребляемое при введении всех санкций слово "временно".