47news услышал, что старшеклассники прямо сейчас хотят знать о военной операции. До призыва им всего ничего.

Во всех школах страны 3 марта пройдет единый урок истории. На нем учителя расскажут детям о происходящем на Украине. Сценарий написан Минпросвещения. Пробу снял гатчинский 35-летний учитель истории и обществознания Иван Хеорхе из гимназии имени Ушинского. Он на днях поговорил с десятиклассниками (возраст 15-16 лет) по просьбе регионального комитета образования.

- Урок в формате беседы. Посмотрели фрагмент речи президента, а потом ребята задавали вопросы. Спрашивали про будущее страны, качество жизни, про инфляцию. Ключевая ставка выросла, а из занятий по экономике они последствия представляют. Их волнует, будут ли бюджетные места в университетах.

Иван составил список вопросов, которые школьники задали ему на уроке. Есть широкие: "Что нас ждёт дальше?". Есть и вполне конкретные: "Готова ли страна к потоку молодых специалистов на бирже труда, учитывая, что большая часть из них не сможет реализовать себя в других странах?". 47news собрал их вместе.

- Как настрой у детей?

- Либо нейтральные, либо сдержанные комментарии от них. Они понимают причины происходящего, но переживают по поводу насилия. Одна девушка тихо заплакала, у нее родственники из военных. Еще одна отказалась участвовать в разговоре. Причину не объяснила, а я и не спрашивал — какое я имею право, тема деликатная. Если попросила, значит, причины веские. Девочка способная, в олимпиадах участвует.

- Как относятся к лозунгам, с которыми у "Гостинки" выходят?

- Мы не обсуждали с ними несанкционированные митинги.

- В классе есть пацифисты?

- По крайне мере, никто это не выражал. Есть или нет — не могу сказать. У меня в Инстаграме больше тысячи подписчиков, и среди них есть дети. Я не вижу, чтобы кто-то из них постил политические лозунги.

Наш собеседник ведет уроки в средней школе – 5-10 классы. Он классный руководитель седьмого класса. Учащиеся помладше вопросов о политике не задают.

- Какими эмоциями делятся подростки?

- Чаще это раздражение. Например, по поводу того, что не могут воспользоваться Apple Pay. Сегодня одна девочка ходила за кофе и не смогла расплатиться с телефона, пришлось искать карту. Она уже разучилась пользоваться — нужно засовывать куда-то, пин-код набирать. Ещё одна выпускница расстроилась, что не сможет поступить в Европу. Сказала, что будет китайский учить. Они относятся к будущему рационально. Понимают, что нужно зарабатывать деньги. Такая ситуация и нужно адаптироваться под нее. Но у большинства ещё не сформулирована позиция по поводу происходящего, потому что прошло еще относительно немного дней.

- Поколение "ТикТока" отличается рациональностью?

- Да, это черта поколения. Старшеклассники акцентируются на предметах, которые им нужно сдавать для поступления, а остальным урокам они выделяют существенно меньше времени. И их не убедишь красивыми словами, что они должны все учить. Они более стрессоустойчивы, менее эмоциональны. Среди них разные есть, но я не видел, чтобы кто-то из детей рыдал. Как шутили шутки, так и шутят.

- Про Украину не шутят?

- Они же неглупые, тема непростая. У них бытовые шутки: кто-то неудачно сел, не туда посмотрел. Съел бутерброд, соус упал на рубашку — вот вам и шутка, все посмеялись.

Иван Хеорхе в своем Instagram учит детей, как строить бизнес в 14 лет, делает шпаргалки по обществознанию и пишет о цветовой гамме политики. Словом, учитель мечты. 47news задал вопрос за коллег.



[РЕСУРС НЕДОСТУПЕН]


- Может ли педагог объяснять тему через собственное мнение?

- Задача учителя, если почитать закон об образовании, — воспитание и обучение в интересах личности, семьи, общества и государства. Надо задать себе вопрос, насколько собственное мнение соответствует общепринятым представлениям. Если они расходятся, то не стоит. Если они в контексте, то их можно добавлять. На работе мы представляем позицию школы, общества, и этому нужно соответствовать.

- Тогда чем руководствоваться учителю при подготовке многослойных тем?

- Для урока про ситуацию на Украине материалы были предоставлены Минпросвещения. Учитель представляет интересы общественные и государственные. Мы выполняем социальный заказ. Либо мы придерживаемся общепринятой позиции и проводим урок, если позиция другая — проще отказаться и не проводить.

В гатчинской гимназии имени Ушинского учатся и дети с Донбасса. Они приехали ещё в 2014-м. О том, что школа вскоре ждет украинских школьников, 47news рассказал директор Александр Сергеев. Он учитель физики и на уроке выделяет время на разговор о ситуации.

- Несколько минут на уроках выделяю, чтобы настроение детей почувствовать и свою позицию им изложить. Два рода настроений — есть лояльные, а есть пацифисты — их меньше. Последние берут информацию из интернета, даже не из телевизора. И этот информационный поток неблагополучный. Школе нужно заняться изучением, в каком инфополе находятся дети. Либо перекрывать каналы, либо создавать альтернативные. Многие пишут доклады по "Википедии", и это пронизывает весь учебный процесс. Есть те, кто интересуется историей, но это не самый популярный предмет. Она вытеснена "Обществознанием", которое ориентировано на ценности западного мира. Есть над чем работать, чтобы дети адекватно реагировали на происходящее.

Часть этих старшеклассников через пару лет будет обязана встать на воинский учет, а в 2024 году все они получат право голосовать за президента России.