Из-за фронды Литвы российские порты ждут белорусский калий, но не знают, что с ним делать. Это официальная позиция. Жаль только, что в Ленобласти не разгуляешься.   

С 1 февраля "Литовские железные дороги" расторгли контракт на поставки белорусского калия в порт Клайпеда, откуда товар десятилетиями шел в Китай, Индию и Латинскую Америку.  Речь про 10 млн тонн в год - примерно 1/6 оборота петербургского порта. Премьер Белоруссии Роман Головченко заявил: все калийные удобрения страны отправлены в российские порты.

Однако участникам рынка не известен ни один морской терминал в российских портах Балтики, способный погрузить на суда дополнительные 10 млн тонн калийных удобрений в год. И дело тут не только в международных санкциях - в России не хватает портовых мощностей для собственных удобрений.

В 2021 году все порты Петербурга и Ленобласти погрузили на суда 12,6 млн тонн удобрений, и по ситуации на сегодняшний день это предел. Основные грузчики тут "Балтийский балкерный терминал" в Петербурге (6,6 млн тонн) и "Европейский серный терминал" в Усть-Луге (3,4 млн тонн).

На вопрос "Куда в Ленобласть Лукашенко может направить свой калий?" директор по направлению "Логистика и аналитика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин отвечает конкретно: "Никуда".

- "Балтийский балкерный терминал" в петербургском порту загружен под завязку - его мощности не хватает для перевалки продукции собственного хозяина ПАО "Уралкалий", "Ультрамар" в Усть-Луге не заточен под калий, и контрактов у него уже больше, чем возможностей. Не забывайте также, что он не достроен, а принимать огромный объем нового груза на фоне действующей стройки нереально, - полагает эксперт.

В Ленобласти есть три компании, которые давно уже заявили о планах по перевалке удобрений, но есть нюанс - для их исполнения необходимо построить терминалы. К 2024 году это собираются сделать "Ультрамар" и "Еврохим" в Усть-Луге, "Приморский УПК" в Приморске. Все вместе обещают грузить до 25 млн тонн, но "Ультрамар" сообщал уже о долгосрочных контрактах, чей масштаб едва не превышает его будущие возможности, а "Еврохиму" терминал нужен для собственной продукции. Остается Приморск с вполне соответствующей чаяниям белорусов заявкой в 7 млн тонн, но этот порт обещают в 2024 году.

Участник рынка, просивший не называть себя, высказал необычное:

- Предлагаю обратить внимание на очень плохо загруженные контейнерные терминалы в Усть-Луге. Рискну предположить: найдутся умельцы, которые запакуют белорусский калий в биг-бэги (плотный, огромный мешок), сунут их в контейнеры и благополучно отправят на экспорт на морских контейнеровозах. Да, это дороже, вместе с удлинением плеча перевозки железной дорогой получится совсем дорого - но белорусы снизят цены, у них просто не окажется выбора, - говорит наш эксперт. 

- Неплохо-неплохо, - комментирует идею Александр Головизнин. - Но не забывайте пожалуйста, что калий в портах грузится навалом. Да, его можно запаковать в биг-бэги в Усть-Луге, но как вы убедите поменять технологию выгрузки минеральных удобрений порты грузополучателей?

- Но контейнеры же штука универсальная. Весь логистический мир кричит про контейнеризацию перевозок, - робко возразил журналист.

- В целом да, но в портах Индии и Бразилии такое не пройдет - Белорусия потеряет эти рынки. Впрочем, есть и хорошая новость: абсолютно всё и в любом виде примут порты Китая. Белорусы снизят цену, Китай поглотит их 10 млн тонн в год, наверное, почти не заметив, - засмеялся эксперт. - Но хотелось бы полюбопытствовать, как перевозчики таких контейнеров будут обходить международные санкции. 

Стоит вспомнить интервью, которое на прошлой неделе дал автору статьи бизнесмен из рижского порта. Там ярко описана схема экспорта белорусских нефтепродуктов. Из Петербурга и Усть-Луги танкеры заходят в Ригу, изображают, скажем так, документы и отправляются в Вентспилс, где всё выглядит так, будто нефтепродукты отправлены из какой-то третьей страны (не России и, тем более, не Белоруссии), а прибыли они из порта Евросоюза.

- Не вижу препятствий для таких же художеств с белорусскими минеральными удобрениями. Уверен, батьку Лукашенко санкциями не остановишь, - говорит бизнесмен из рижского порта.

Владельцы ленинградских терминалов обсуждать эту тему пока не хотят, но всё довольно быстро встанет на свои места, когда Администрация морских портов Балтийского моря опубликует через пару месяцев статистику грузооборота наших терминалов. Мы увидим резкий скачок объёма перевалки либо удобрений, либо контейнеров. Или не увидим ничего - если белорусский калий пойдет другим путем.

Лев Годованник
для 47news

Вообще, события последнего года наталкивают на мысль об отправке белорусского калия в Усть-Лугу. Во-первых, этот порт неоднократно упоминался применительно к белорусским грузам, а Александр Дрозденко встречался с белорусским президентом и обсуждал возможное использование географического положения региона для морского экспорта белорусских товаров. Переговоры зашли далеко - Лукашенко предложил построить в одном из ленинградских портов собственный терминал, что губернатору не понравилось (тут и своих достаточно).