Губернатор Дрозденко первым среди российских политиков разочаровал президента Лукашенко. Ответ ждем, а нефтепродукты пока потекли в "Сибур".

Как стало известно 47news, губернатор Ленинградской области публично лишил высоты полета фантазии белорусского президента. Такое заявление губернатор сделал 6 ноября для литовского Baltnews. Это смело: в конце сентября президент сопредельного государства специально пригласил главу Ленобласти в Минск, чтобы договориться о полном переносе белорусского экспорта из прибалтийских портов - в порты Петербурга и Ленобласти, потому как другие направления Беларуси объективно не интересны. И заявил неожиданное:

"…мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить там свой причал, скажем так, свой порт… мы готовы взять кредит из сэкономленного и вложить в строительство терминала… Если будет желание у вас, Александр Юрьевич, мы с большим удовольствием можем с вами реализовать этот проект совместный…", - сказал белорусский президент. Полет фантазии Батька подкрепил сакральным: "Я когда встречался с президентом России, мы очень много обсуждали этот вопрос… Он загорелся этим вопросом…"

Скорее всего, Александру Дрозденко не показалось, будто Владимир Путин "загорелся". В интервью от 6 ноября ответил:

"…правильнее все-таки использовать те мощности, которые у нас есть. Поэтому, разговаривая с белорусской стороной, мы и предложили им войти в состав акционеров по проектам, которые уже состоялись или сейчас реализуются. Это намного проще и, кстати, дешевле по экономике, чем с нуля строить собственный терминал. И, мне кажется, это очень интересное предложение. Я думаю, что мы в ближайшее время его будем обсуждать…"

То есть, хотите - приходите, но правила игры наши. В разговоре с 47news Александр Дрозденко уточнил: не стоит воспринимать его слова в литовской газете, будто он отказал. Он сделал нормальное экономически оправданное предложение, которое, в том числе, есть попытка сберечь инвестиционные деньги Беларуси.

"Зачем строить терминал с нуля - это и новые затраты, и большое количество времени - когда сегодня на территории Ленинградской области строится несколько терминалов, и в каждом из них были бы рады получить дополнительный объем продукции, будь это нефтепродукты или минеральные удобрения, или иные грузы для перевалки. Причем, в тех терминалах, которые находятся на стадии строительства, акционеры также готовы под привлечение инвестиций или под гарантию подачи грузов разрешить войти в состав акционеров. А вход в состав акционеров - это уже возможность контролировать процесс…", - заявил журналисту губернатор уже 9 ноября.

Фактически напрямую предложив Лукашенко инвестировать в портовые проекты в Усть-Луге, сопоставимые со всем их сегодняшним морским экспортом в российских портах Балтики.

Симметричный ответ мы скоро узнаем - белорусскому лидеру все равно от Ленобласти не увильнуть, если он хочет убрать свой экспорт из портов прибалтийских стран. А он хочет, потому что видит в этих странах врагов, распаливших оппозицию после своих последних президентских выборов.

Большая часть белорусского экспорта - нефтепродукты и минеральные удобрения. Пока Александр Дрозденко делает Батьке экономическое предложение, белорусские нефтяники выбирают партнера для своей продукции. Это вкусный кусок - около 10 млн тонн в год, что составляет почти 15% всей перевалки нефтепродуктов российских портов Балтийского моря.

С точки зрения свободных мощностей ситуация понятна: целиком и сразу белорусский объем может переварить только АО "Усть-Луга Ойл" (на 25% принадлежит "Транснефти" Николая Токарева, а на 48,99% "Толингу" Андрея Бокарева), остальные в той или иной степени. Подробно об этом рассказывала "Фонтанка" ещё в сентябре.

Перспектива взбодрила рынок. В начале сентября о готовности принять белорусские нефтепродукты публично заявил председатель совета директоров "Петербургского нефтяного терминала" Михаил Скигин, а в октябре как уже о почти свершившемся факте рассказал то же самое генеральный директор "Лукойл-транса" (управляет нефтеналивным терминалом в Высоцке) Алексей Махнев.

Но пока белорусы выбрали самый редко попадающий в медиапространство терминал ООО "Портэнерго" в Усть-Луге, управляемый "Сибуром" Леонида Михельсона. О перевалке первой партии белорусских нефтепродуктов в "Портэнерго" на днях сообщил Investig со ссылкой на Reuters. Вряд ли белорусы сделают ставку на этот терминал целиком - он переваливает около 3 млн тонн нефтепродуктов в год, и не похоже, что может существенно больше. Но процесс пошел именно в "Сибуре".

Заместитель генерального директора АО "ЦНИИ Морского флота" Александр Буянов полностью поддерживает позицию Александра Дрозденко:

- Конечно, Александру Лукашенко выгоднее построить в России собственный терминал, устанавливать на нем тарифную политику и пропускать свои грузы. Не очень понятно, зачем это России и, тем более, Ленинградской области. Основные деньги от эксплуатации морского терминала - доходы от хранения и перевалки грузов. Я считаю, они должны оставаться в России.

- Но строительство нового терминала - инвестиции.

- Во что? Ну, продадим песок, трубы, на этом все закончится. Конечную прибыль будет получать белорусский владелец терминала. Плюс конкуренция внутри региона - появится новый терминал, руководители которого будут демпинговать, чтобы перетянуть грузопотоки. Какая от этого польза российскому портовому бизнесу? И не надо смотреть на это как просто на вложение денег. Здесь не нужны белорусские деньги, в России много своих и много желающих вложить их в портовый бизнес. Не вижу смысла в белорусских инвестициях в терминал в России.

- То есть у России нет экономических причин позволить Лукашенко построить свой морской терминал в Ленобласти?

- Я вижу только политические.

Профессор Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Фадеев не видит в идее строительства "белорусского" терминала ничего плохого:

- Мне представляется логичным сначала посмотреть возможности морской перевалки белорусских грузов на уже существующих терминалах или тех, что скоро будут построены. Как минимум, чтобы убедиться в твердости намерений белорусов. А уже потом, при необходимости, можно было бы подумать и о строительстве дополнительного терминала. По-моему, такой подход экономически целесообразен.

- Целесообразен для кого?

- Для обеих сторон.

- А если строить отдельный терминал - на чьи деньги?

- Только на белорусские. Мы должны, прежде всего, защищать интересы своего бизнеса. Думаю, окончательное решение будет принято в какой-то степени политическое - Москва традиционно поддерживает Минск - но с экономической точки зрения появление у нас морского терминала, построенного за счет белорусских инвестиций, не так уж и плохо.

Юлия Гильмшина и Лев Годованник,
47news