Каждый сэкономленный рубль Ленобласти в 2022 году отправится на стройку. Там всё так подорожало, что лучше и не знать. С остальным проще: оставляют самое святое.

Прошли публичные слушания бюджета Ленинградской области на 2022 год. В среду, 10 ноября, вёл их вице-губернатор по финансам Роман Марков. С учётом ковидных ограничений процесс шёл онлайн. Точнее, сам спикер физически присутствовал в здании администрации Тосненского района, а граждане должны были слушать его речь в интернете. Спустя час после начала речи разрешалось звонить и писать в соцсетях.

Известно, что Марков испытывает негатив от любого рода публичности, потому комментарии, которые могут появляться прямо в потоке видео, отключили. Спрашивать можно было разве что под постами с анонсом о мероприятии.

Основной посыл вице-губернатора – мы живём в условиях неопределённости, потому надо как можно меньше думать о заимствованиях, а по возможности и сокращать траты. Явным образом из стройной речи выбивалась мысль о чрезмерных тратах на развитие пригородных районов Ленобласти. Речь о Всеволожском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Тосненском районах.

Причём особо Марков выделил именно Всеволожский, заметив, что 36% расходов адресно-иневстиционной программы заложены на него. И то – если не учитывать жильё, а ориентироваться на возникающие от него проблемы. В отрасли здравоохранения на эту территорию тратится 25%, в образовании – 22%, в сфере безопасности – 37%. По вопросу помощи обманутым дольщикам и вовсе 95%.

Судя по всему, правительство смирилось бы с таким перекосом, если бы не чудовищно выросшие цены на строительные материалы. Ещё в сентябре, представляя проект бюджета коллегам, Марков прогнозировал увеличение трат из-за подорожания арматуры, кирпича и прочего на 700 миллионов рублей. Имеются в виду расходы на начатые социальные объекты, включённые в адресно-инвестиционную программу. Сегодня он уже сообщил о росте на 87%, а в деньгах это 2,5 миллиарда рублей.

Никаких новых объектов возводить не будут, ориентир – закончить те, что начали. Их, кстати, и так насчитали 208 штук. Даже при таком подходе отныне любые свободные средства в казне Ленобласти будут направляться на стройку.

"Мы понимаем, что нельзя оголять эти районы, надо поддерживать достойный уровень услуг. Мы сформировали для себя этот слайд и будем чётко отслеживать эти проблемы. Дальнейших перекосов, которые мы считаем предельными, не будем допускать", - пообещал докладчик.

Жизнь, очевидно, станет интереснее, ведь правительству придётся изворачиваться. Из-за различных манёвров федерального налогового законодательства Ленобласть лишится части привычных источников дохода. К примеру, из-за снижения на 1% ставки налога на прибыль, в кошельке образуется минус 3 миллиарда рублей; из-за исключения движимого имущества из базы налога на имущество организаций – минус 3,3 млрд рублей. Впрочем, благодаря повышению прогрессивной шкалы налогообложения, введению налога на профессиональный доход и возврату части акцизов на алкоголь, удастся получить нестандартные 2,2 млрд рублей.

Из-за всего этого пришлось серьёзно отнестись к расходам. Есть святые вещи, от которых нельзя отказаться. Это все обязательства по соблюдению уровня оплаты уровня труда различных сфер, связанных с указами президента. Зарплату госслужащих нужно проиндексировать на 4% - не больше и не меньше. А вот расходы на закупки в обязательном порядке нужно сократить на 10%.

В результате чуть ли не впервые за последние годы сошлись расходы и доходы164,1 на 160,7 млрд. Предполагаемый дефицит составит всего 2,4%, что в рублях равно 3,4 миллиарда.

Особых вопросов от присутствующих услышать не удалось. Председатель бюджетной комиссии ЗакСа Николай Пустотин выступил так: "Мне ничего не осталось сделать, кроме как поблагодарить. Позиция депутатов такова: мы даём положительную оценку финансовой политике Ленобласти".

Также он рассказал, что при обсуждении в парламенте было много вопросов местного характера, и в основном – от представителей пригородных районов. "Мне нравится жёсткая политика по поводу того, что ни один объект не будет включён в программу до появления проектной документации. Мы видим, что дальние районы обделяются в пользу близлежащих. Не могут дальние районы оставаться в невыгодном положении, раньше они определяли финансовую устойчивость Ленобласти", - заметил он, вероятно, вспомнив, что представляет Бокситогорский район.

Председатель Общественной палаты Юрий Трусов и вовсе признался, что все эти годы в правительстве было запрещено обсуждать перекосы трат на территории новостроек. "Меня обрадовала констатация того, что у нас есть перекос в развитии территорий между пригородными и другими. Общественная палата с 2010 года поднимает этот вопрос, но тема была запретна для обсуждения. Благодаря Роману Ивановичу впервые эту тему стали озвучивать в правительстве. Хотелось бы, чтобы от констатации перешли к решению проблемы. Понимаю, что ситуация тяжела, но верю нашему комитету финансов", - сказал он.

Полёт мыслей Трусова не ограничивали, и он даже успел новаторски высказаться по поводу пандемии. Плюс – с речью обо всём хорошем против всего плохого выступил глава администрации Тосненского района Андрей Клементьев. В результате на вопросы жителей осталось 20 минут.

Дозвониться успели несколько человек. Когда Маркову задают вопросы депутаты на заседаниях, обычно он скользит и тут же уходит в степь "я отвечу позже в письменном виде". Здесь же, на удивление, и граждане говорили чётко, и Марков отвечал им еще четче.

Интересовало их, будет ли завершена школа в Любани, отремонтируют ли больницу в Киришах, достаточно ли денег на зарплаты преподавателям, смогут ли всех подключить к газу и построят ли объездную дорогу вокруг Приозерска. По поводу всего ответил "да", кроме дороги – о ней ничего не известно.

- Будем считать слушания состоявшимися, - подытожил Роман Марков.