Владелец единственного сухого терминала в Большом порту Санкт-Петербург поменял кипрских владельцев на петербургских. Бизнес-ответу вредит железнодорожный самострой.

С середины октября доли ООО "Русмарин-Форвардинг" принадлежат основателю одноименной группы компаний Вячеславу Грузинскому (52%) и его сыну Дмитрию (48%). Ранее владельцем числилась кипрская Nerush Limited. Генеральный директор Андрей Петров сообщал, что это случилось "в связи с решением фактических владельцев компании начать работать в рамках только российского налогового и корпоративного права".

За последнее время в медийное пространство попала лишь одна история о переходе в российскую юрисдикцию бенефициаром крупной компании нашего региона. В конце ноября АО "Императорский фарфоровый завод" переоформил более 80% своих акций с кипрского владельца на российского.

1 ноября Вячеслав Грузинский учредил ООО "Группа транспортных компаний "Русмарин" с профилем "деятельность холдинговых компаний". По словам налогового консультанта адвоката Елены Софинской, основная деятельность любого холдинга - владение долями других юридических лиц.

"Когда бенефициар ряда компаний создаёт материнскую компанию, он передаёт ей управление "дочками", а сам контролирует только ее. При наличии квалифицированного персонала в материнской компании проще управлять ею одной, чем десятком "дочек", - говорит эксперт.

Надо полагать, бизнесмен серьезно взялся за реструктуризацию возвращенного в Россию бизнеса, хотя случилось это, скорее всего, не по доброй воле. Тенденция стартовала в 2020 году, когда российский президент поставил задачу сделать ставки по дивидендным и процентным доходам работающих в стране компаний с иностранными хозяевами справедливыми относительно налогообложения российских компаний. То есть поднять до 15%.

На данный момент Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения с более чем 80-ю странами. Согласно им, ставка налога на дивиденды, отправляемые российскими компаниями зарегистрированным в других странах владельцам, составляет 5%, а в соответствующих иностранных юрисдикциях материнские компании за получение дивидендов из России налоги вообще или почти не платят. Минфин РФ предложил странам-партнерам по соглашениям поднять ставки до 15%. Некоторые, включая Кипр, согласились. При новых правилах игры выводить деньги из российской экономики в виде дивидендов иностранным бенефициаром невыгодно.

У "Русмарина" имеется судебный спор. "Русмарин-Форвардинг" пытается отбить у государства в лице межрегионального территориального управления Росимущества по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и администрации Кировского района города право собственности на полукилометровую железнодорожную ветку в петербургском порту. "Русмарин" проиграл процесс в питерском арбитраже, через две недели свое слово скажет Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.

Саму "железку" компания приобрела в 1997 году, позже приватизировала земельные участки под ней, продала их и сама же арендовала у покупателя с формулировкой "на неопределенный срок". А рельсы всё это время эксплуатировала, ремонтировала, но формально они были как бы бонусом - без официального собственника. Попытка легализовать "железку" через петербургский Госстройнадзор закончилась ничем в феврале. Ведомство не разрешило вводить её в эксплуатацию, сославшись на отсутствие у "Русмарина" разрешения на строительство и правоустанавливающих документов на землю. Суд назвал полкилометра рельсов в петербургском порту самостроем и намекнул на снос.

Компания обратилась в апелляцию, и можно предположить, что дойдет до Верховного суда. Известно ведь, что терминал в порту без железной дороги никому не нужен. А самострой даже не продашь.

Лев Годованник, 47news

"Русмарин-Форвардинг" - якорный актив группы компаний "Русмарин", ему принадлежит единственный в петербургском порту сухой терминал с производительностью 0.3 млн тонн грузов в год. Терминал стал сухим в 2017 году, когда из-за начала строительства эллинга "Северная верфь" расторгла с "Русмарином" договор аренды причала. ГК "Русмарин" включает полтора десятка компаний, основной вид деятельности которых - логистика, перевозка и таможенное оформление грузов. Они зарегистрированы в Петербурге и Краснодарском крае, но оказывают услуги во всех крупных портах РФ. У "Русмарина" 6 офисов - в Москве, Петербурге, Новороссийске, Ростове-на-Дону, Владивостоке и Лимасоле (Кипр). По данным СПАРК, суммарная выручка с продаж компаний группы составила в 2020 году почти 0.7 млрд рублей.