Петербуржец победил ректора вуза, устроился в самую-самую школу России, но решил радикально бороться за зеленую идею - жечь. Он хочет, чтобы все услышали о его позиции.

Спустя месяц после поджога КамАЗа в поле у дома № 9 по улице Лидии Зверевой в Приморском районе Петербурга, 32-летний Степан Деркач решил рассказать о мотивах. Это тот самый выпускник Университета гражданской авиации, кого хотели, но не смогли уволить из вуза за комментарий к публикации "Фонтанки". Сегодня ньюсмейкер под подпиской о невыезде, продолжает трудиться электриком, а его нутро разрывает революционное чувство. Итак: он сжег грузовик, таким образом защищая лесопарк у Шуваловского карьера от грядущей застройки.

- Что так за живое задело, что ты решился поджечь строительную технику?

- Я в ЖК "Шуваловский" живу, рядом с нами дикий сформировавшийся лес, за ним - промзона. Лесу лет тридцать, наверное. Даже звери какие-то в нём обитают. Ценное зелёное пятно. У меня окна на него не выходят, любуюсь из окон лифтового холла. Гуляю в нём. Года два назад узнали, что статус земли сменился. Многие же специально квартиры с видами на этот лес покупали. А теперь разрешена многоэтажная застройка. Заговорили про проект структур Seven Suns. Я среди активных жильцов. Стали писать во все инстанции, губернатору, президенту. В ответ — сплошные отписки.

- А конкретно, на чём сдетанировало?

- Увидел машины геологоразведки. Это первый признак, что стройка близко. Значит, скоро первая очередь, потом вторая, а потом — прощай лес. В домовых чатах обсуждают, что дальше делать, новости друг другу кидают, а за окном — сплошной обман. Расстроился. Начал думать, как можно реально привлечь внимание к проблеме. А в итоге дошло до поджога.

Фото: предоставлено Степаном Деркачом

- Чем в КамАЗ метил-то?

- Пошел в ближайший "Леруа Мерлен" взял средство для розжига, "Уайт-спирит", пару пол-литровых ёмкостей с бензином. То, что легко воспламеняется. Спичек больших прикупил, малярный скотч. Тысячу в итоге, наверное, потратил. Дома на основе этого всего что-то соорудил, пошёл к машинам геологоразведки.

- Их охранял кто-нибудь? Пришлось КПП огибать, забор перелезать?

- Техника просто в поле стояла. Три машины рядом, чуть подальше ещё одна. Поле так изъезжено этими самыми самосвалами, что даже собачники туда не суются. Грязь сплошная. Когда подошёл, вижу, что в салоне окна запотели. Кинул пару камешков в лобовое. Может там водитель или сторож. Я же людей жечь не собирался. В ответ — тишина. Разбил стекло молотком, поджег, бросил. Из четырёх банок толком только одна загорелась. Остальные по инерции задались.

- Дрожь била?

- Был мандраж. Человек идёт навстречу, машина проезжает-шумит — страшно. Вообще, пока шёл, хотел развернуться, всё думал, а нужно ли мне оно. В итоге туда и обратно. На всё про всё где-то час ушёл.

- Ты же диплом защищал по теме систем безопасности в израильском аэропорту имени Бен Гуриона. В уме держал, что и в спальных районах Петербурга есть камеры?

- Около леса камер почти нет. Это мне на руку играло. Хотя понимал, что, скорее всего, найдут. Специально не переодевался, не маскировался. Оделся в то, что не жалко было испачкать.

- Какие-то фатализм и самурайство. Из окна своей квартиры пламя ты видеть не мог, но звуки пожарных сирен-то слышал?

- Первые завыли минут через сорок.

- Потом застрекотали новости...

- Группы и паблики практически сразу откликнулись.

Фото: предоставлено Степаном Деркачом

- А через день за тобой пришли?

- Поздно вечером. Четыре сотрудника уголовного розыска. Задержали на проходной. Я работал в известной школе на Крестовском острове.

- Это та самая, что прямо известная-известная?

(Разговор идет о самой дорогой школе России на Крестовском острове, построенной "Газпромом")

- Можно и так сказать.

- И дальше...

- Дальше отделение на Ильюшина, сутки в ИВС, суд в Приморском райсуде. Статья 167 часть вторая УК "Умышленные уничтожение или повреждение имущества путём поджога". Прокурор настаивал на тюрьме, но судья отпустил под подписку. Так что продолжаю работать. Из школы, конечно, попросили, но перевели на другой объект. На Крестовском посменно работал, а теперь — на пятидневке.

- Что тебе грозит?

- Я должен оплатить ущерб. В материалах дела фигурирует сумма в 2 миллиона рублей. В прессе писали про 6 миллионов, но это ерунда. Это всё-таки большая рамная машина, она наполовину выгорела, а не полностью. Статья также не исключает лишения свободы, условный срок, общественные работы. Но я как размышляю, если человек остается на свободе, то он быстрее ущерб возместит.

- Сколько в месяц у тебя выходит?

- 45 тысяч я получаю на руки.

- Семья?

- Жена не работает, ипотека, ребёнка нет, но планируем

- А что спустя месяц-то решил заговорить?

- Хотел, чтобы все эти страсти улеглись, настрой общественности хотел понять. Я же думал, что людям будет понятен мотив, почему грузовик сгорел. Жители моего ЖК, скорее всего, поняли, почему запылала техника, а остальные, думаю, нет. Я хочу, чтобы и остальные узнали. СМИ же просто написали: "Электрик поджег КамАЗ". А зачем, почему — ни слова.

- Так ты бы хоть записку написал или листовку какую бросил: "Жгу, ибо протестую"…

- Да была такая мысль, но спешил, думал, что геологоразведка уедет, не успею.

- А если бы так получилось, что за тобой никто не пришёл, ещё бы одна акция устрашения была?

- Нет, сомневаюсь.

- Существуют же разные группы воинствующих защитников природы, зооактивисты. Люди бывает проводят агрессивные акции. Ты не из них?

- Даже не знал о таких. Знаю, что есть группы противников конкретных строек. И в партиях тоже никаких не состою. Это был поступок отчаявшегося. Он не был ни с кем согласован. Мне никто ничего не внушал. Я слишком близко к сердцу воспринял предстоящую вырубку. Я знаю, что совершил противоправное действие. И следствие знает мой мотив. От ответственности уходить не собираюсь. Знаю, что потерпевшей стороне надо возместить ущерб.

- В удивительные истории ты попадаешь. То за комментарий чуть из вуза не уволили, то КамАЗ решил поджечь. Сам-то можешь все это как-то объяснить?

- Знакомая одна сказала, что у меня гипертрофированное чувство справедливости. Я способен задавать неудобные вопросы, могу резко высказаться. Видимо, в этом и причина. Хотя сутки в ИВС, конечно, меня успокоили.

20200324_fq6mx1yipq1k3nxdv4y7.jpg Степан Деркач. Архивное фото

47news связался с представителями Seven Suns Development. В компании изучили пост-послание Семена Деркача в социальной сети и не обнаружили прямых ссылок на себя. Хотя после одного из хэштегов указана некая группа с названием Seven Suns, в которой состоит 1 человек и имеется единственная запись, датируемая 2017 годом.

"Даже с большой натяжкой и при всем желании сложно это считать "выпадом" в нашу сторону", - сообщили в Seven Suns Development.

В организации обратили внимание, что данная локация активно застраивается последние годы. Большая территория уже отдана под застройку целого микрорайона. Кроме того, там активно присутствуют и другие застройщики, например, ЛСР и ПИК. В свою очердь, Seven Suns Development к строительным работам не приступала и не выступала с официальными сообщениями об этом.