В банкротство единственной петербургской компании, заявившей о создании производства сжиженного природного газа, включилось государство. Но бороться за активы будут "Сити Инвест банк" и "Газпром".

Петербургский арбитраж 22 октября включил Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №19 (МИФНС-19) в реестр кредиторов ООО "Кировский завод газовые технологии" (КЗГТ). Её 0,4 млн рублей - капля, которая тонет сегодня в претензиях почти на четверть миллиарда. Основной кредитор АО "Сити Инвест банк" (212,6 млн рублей), его конкурент - ООО "Газпром газомоторное топливо" с непринятыми пока судом претензиями на 116,6 млн.

Помимо единственной в Петербурге попытки создать производство сжиженного природного газа (СПГ) и морской терминал для его перевалки, КЗГТ привлек внимание СМИ очень необычным директором. В прошлом ноябре его возглавил Андрей Щербинин, московский коллекционер живописи, открывший российским ценителям импрессиониста Константина Кузнецова. Как раз под управлением Щербинина основной владелец инициировал ликвидацию компании, переросшую в банкротство.

Пока что суд включил в реестр 17 кредиторских требований на общую сумму 238,5 млн рублей. На втором месте инициировавший банкротство КЗГТ индивидуальный предприниматель Сергей Корзун, кому завод должен 14 млн по двум требованиям. Первое, с которого все началось, выглядело смешным - 334 800 рублей. Это случилось в конце марта и совпало с решением владеющего 49% долей КЗГТ ПАО "Кировский завод" о ликвидации компании. Копеечный иск стал банкротным, а 1 апреля директорское кресло Андрея Щербинина занял ликвидатор Руслан Рудаков.

"Сити Инвест банку", судя по всему, недолго осталось располагать статусом единственного крупного кредитора. 26 ноября суд рассмотрит сразу 3 требования ООО "Газпром газомоторное топливо" общей стоимостью в 116,6 млн рублей. Как только они попадут в реестр, процедура банкротства предприятия превратится в противостояние двух тяжеловесов - банка и дочки "Газпрома". Юридическому департаменту Алексея Миллера предстоит состязание с коллегами, работающими на банкира с Мальты Леонида Шоршера.

При таком раскладе претензии еще одного бизнес-тяжеловеса - ПАО "Россетти Ленэнерго" - выглядят необычно скромными: всего 5,7 млн рублей. Впрочем, ситуация может в любой момент измениться, потому что формирование реестра кредиторов не завершено.

Генеральный директор "Кировского завода" Георгий Семененко объяснил весной коллегам из "Ведомостей" ликвидацию КЗГТ разочарованием в востребованности основной продукции предприятия - оборудования для автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. По словам Семененко, главная причина неудачи - "несоответствие реальности" планов города и "Газпрома" по переводу транспорта на метан.

Самым неожиданным проектом банкрота стала попытка создания производства СПГ с терминалом для его морской перевалки (у "Кировского завода" есть собственные мощности в петербургском порту). В самом таком производстве ничего необычного нет, но до сих пор никому не приходила в голову идея создать его в центре крупного мегаполиса. Более того, производством СПГ в России занимаются корпорации подобные "Газпрому" или "НОВАТЭКу" - маленький КЗГТ на этом фоне выглядел эпатажно.

Богемный оттенок завод приобрел в прошлом ноябре, когда его директором стал московский коллекционер импрессионизма Андрей Щербинин. Это весьма необычный коллекционер - в отличие от большинства своих собратьев, собирающих предметы искусства для самих себя и очень узкого круга лиц, он сделал целое открытие - выкупил и вернул в Россию работы забытого нашей аудиторией русского импрессиониста Константина Кузнецова. Щербинин создал фонд содействия сохранению творческого наследия художника и сделал его публичным.

Коллекционер оказался последним директором КЗГТ, при котором Георгий Семененко принял решение о ликвидации предприятия - с чего, собственно, и началось его банкротство. Стоит добавить, что пока эта процедура проистекает необычно гладко - ни разу ни одно из заинтересованных лиц не попыталось оспорить действия суда первой инстанции. Через две недели суд рассмотрит первый отчет конкурсного управляющего - тогда хоть что-то может измениться.

Справка:

На момент, когда Андрей Щербинин возглавил КЗГТ, 51% долей компании принадлежал главе "Нацпромлизинга" (структура "Ростеха") Дмитрию Ерошоку, а 49% были у ПАО "Кировский завод". Незадолго до начала процедуры ликвидации КЗГТ Ерошок передал свои доли предприятию, чьим единственным дольщиком остался "Кировский завод".

Владелец самого большого пакета акций (почти 22%) основного на сегодня кредитора КЗГТ - АО "Сити Инвест банк" - гражданин Мальты петербуржец по происхождению Леонид Шоршер, занимающий в банке пост члена совета директоров. По данным профильного портала "1000 банков", "Сити Инвест банк" занимает 186 место по размеру активов среди банков России.