Тысячи опасных чаек хороводят вокруг аэропорта "Пулково". Миллионы присудили за ту, что столкнулась с самолётом до Израиля. Птичка обошла газовые пушки и лазеры.

9 сентября завершился процесс по делу о безымянной птице, сгинувшей под лопастями двигателя самолета Airbus-320. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти принял решение взыскать с оператора аэропорта "Пулково" - ООО "Воздушные Ворота Северной Столицы" (ВВСС) - в пользу "Авиакомпании "Россия" 4,41 млн рублей. Тяжба тяжеловесов отечественной авиаиндустрии раскрыла орнитологическое богатство Пулковских высот и окрестностей.

Птаха пернатая и птица стальная встретились друг с другом утром 12 мая 2019 года. Воздушное судно "России" вылетало из Петербурга в Тель-Авив. В момент отрыва от взлётно-посадочной полосы экипаж услышал хлопок. Но приборы не показали сбой, экипаж продолжил полёт и благополучно приземлился в аэропорту Бен-Гуриона.

В Израиле самолёт, как и положено, осмотрели. Было обнаружено повреждение лопатки правого двигателя, а также следы столкновения с птицей в виде мелких перьев и крови. Впоследствии специальная комиссия установила, что птица попала в двигатель на высоте семи метров.

Авиакомпания "Россия" не рискнула выполнять обратный рейс этим же бортом. Пассажирам пришлось ждать резервное судно. В Петербург борт прибыл с десятичасовым опозданием.

В тяжбе авиакомпания "Россия" упирала на то, что птица столкнулась с самолётом в зоне орнитологической ответственности оператора "Пулково". Следовательно, службы аэропорта не доглядели за безопасностью при взлёте. Дальше пункты и подпункты соглашений, кодексов и правил. А убытки подсчитаны до 4 419 535 рублей 74 копеек.

Защита "Воздушных Ворот Северной Столицы" привела несколько десятков факторов, которые влияют на орнитологическую обстановку аэропорта. Их наличие не зависит и не может зависеть от действий его служб, настаивали представители ВВСС.

Так, рядом с "Пулково" проходит ветвь Беломоро-Балтийского птичьего миграционного пути. И новостройки Петербурга надвигаются на аэропорт - вместе с мегаполисом ширится популяция птиц-синантропов (образ жизни связан с человеком). Защита ВВСС упоминала чаек. В частности, о том, что в 24 километрах от взлётно-посадочной полосы расположен полигон твёрдых бытовых отходов, на котором кормятся 15 тысяч таких птиц.

Но чайки любят не только есть, им нужен отдых. После кормёжки колония улетает релаксировать на поля между гатчинскими посёлками Пригородный и Торфяное и на крыши новостроек Гатчины. Видимо, особые эстеты - на пруды Гатчинского парка. Есть и птицы, которые совершают суточные миграции к ночевкам в Петербург. Эта ветвь проходит в непосредственной близости от аэропорта и пересекают пути взлета и посадки воздушных судов. Судя по изысканиям ВВСС, дважды в сутки, на высоте до 300 метров в Петербург и обратной пролетает до 12 тысяч особей.

В решении указывается, что в 3,5 километрах к востоку от "Пулково" расположен кластер из торговых комплексов и деловых центров. Крыши у этих коммерческих зданий плоские. Это подкупает чаек, они любят на них не только отдыхать, но и размножаться.

Манит плодовитую популяцию и крупный животноводческий комплекс в Старопоново, водоём напротив автосалона "Тойота-центр "Пулково", водоёмы между железнодорожными станциями "Купчино" и "Шушары", брошенные отстойники у Юго-Западных очистных, пруд на реке Волховка и другие приятные глазу чайки места.

Эти перемещение и создают неприятную для авиаторов круговерть. Сжатая позиция аэропорта на суде была такая: "Столкновение воздушных судов с птицами объясняется не недостаточностью принимаемых мер, а многократным осложнением орнитологической обстановки на прилегающей к аэропорту "Пулково" территории" .

В пресс-службе "Воздушных Ворот Северной Столицы" 47news рассказали, что компания намерена обжаловать решение суда.

- Согласно официальной статистике с начала 2021 года в зоне ответственности аэропорта Пулково зафиксировано два случая столкновения воздушных судов с птицами. Орнитологическая служба аэропорта Пулково снабжена всеми необходимыми средствами для обеспечения безопасности полетов, включая газовые пушки, лазерные средства отпугивания, акустические системы, чучела соколов и сов и другие", - сообщили 47news в пресс-службе ВВСС.

В пресс-службе авиакомпании "Россия" сообщили, что прокомментирует решение чуть позже. И правда, суд выигран, нет нужды торопиться.

Александр Калинин,
47news

Подробнее об эффективности систем отпугивания в аэропортах, читайте в материале 47news "Соколы и ястребы "Пулково" больше не товарищи. Чаек и ворон пугают технологиями".