Европа пытается изолировать от себя Белоруссию. 47news позвонил соседям-славянам. Они согласны, железный занавес опускается, но рычагом управляет не только Запад, батька тоже оператор сцены.

МИД Польши 14 июля пригрозил Белоруссии очередными санкциями, назвав своего восточного соседа туристическим бюро для нелегальных мигрантов. Через батькивщину в ЕС легко и массово бежит африканец и араб, а самих белорусов на западе не очень-то и ждут. Протестный послевыборный август с дубинками, репрессии по гражданскому обществу и принудительная посадка самолета с блогером Протасевичем изолируют страну от Запада. 47news открыл в интернете справочник белорусских телефонов и пошёл по случайным номерам. Соседи согласны, железный занавес опускается, и в целом настроение не ахти.

Парень-торговец из Гомеля рассказал, что буквально недавно вернулся из приграничного городка Лоев, где отдыхал две недели. Украина — сразу через реку. Кордон между странами всегда считался лояльным. Теперь всё изменилось. Офицеры-пограничники в постоянной готовности к форс-мажору.

- У погранцов вообще личной жизни теперь нет. Раньше как было. Сутки он на дежурстве, ещё сутки в боевой готовности, но дома, а потом двое суток полноценного отдыха. Теперь по звонку в течение 15 минут он должен быть на месте службы, - рассказал об усилении на границе собеседник 47news. Даже стало интересно, как при таком режиме белорусских стражей третий мир успешно бежит в первый.

Идея поехать к соседям за покупками уже мало к кому приходит в голову, так как высок риск того, что, отправившись в путешествие, ты можешь не вернуться домой. Дело не только в коронавирусных ограничениях. Никто не знает, когда появится очередной пакет антилукашенковских санкций и по кому конкретно он ударит.

- Раньше люди могли спокойно на машине 300-400 километров проехать, просто чтобы в Вильнюсе пошопиться. Из Гомеля в Украину за продуктами ездили. Теперь ничего этого нет. Даже экономически не выгодно... Да, для белорусов открыты и Турция, и Египет, но вместо того чтобы по прямой до них лететь, приходится лететь через территорию России. Можно сказать, что мы вообще летим в другую сторону. Плюс билеты подорожали. И вообще, если год назад ещё какой-то эмоциональный свет был, то теперь депрессия. Я, например, понимаю, что если я какую-нибудь фигню устрою, с ментом, например, поругаюсь, то мне не 15 суток прилетит, я на трёху могу влететь, - рассказал житель Гомеля.

Белорусы вообще очень легко переходят от вопроса опускающегося занавеса к внутрянке, где тоже не до вольницы. Рассказывают о принятом законопроекте, по которому сотрудников милиции нельзя снимать на смартфоны при исполнении, зато они тебя могут снимать с нагрудных камер, а свою правду удобно монтировать. В целом истории из какой-то не европейской практики.

- Вот у нас движуха есть 97%, называется. В стране под сотню городов и у каждого города есть свой канал в Телеграме 97%, хоть у большого Минска, хоть у маленького Пинска. Были случаи, когда человек просто по улице шёл, вне протестных мероприятий, а его просто останавливают и берут телефон, проверяют на предмет подписки на каналы, которые у нас признаны экстремистскими, на каналы, помогающие репрессированным. Статьи не критичные, но по карману тебя ударят, - рассказал 47news случайно набранный минчанин.

Сотрудник минского такси обратил внимание ещё на один факт, почему белорусам стало сложнее выехать из родной страны. Оказывается, что им за это надо ещё и заплатить налог. Тратить лишнее готов не каждый.

- В каждой приграничной области, а у нас это все области кроме Минской, теперь правило при выезде за границу с каждого транспортного средства собирают три базовых величины — это 80 наших рублей или порядка 2 200 ваших российских. Средняя зарплата у нас 500 рублей. Ввели правило под сурдинку борьбы с коронавирусом, но все же понимают, что по сути это налог на выезд. Согласитесь, неприятно, - сообщил уже о внутренних транспортных санкциях белорусский таксист.

Собеседник 47news в одной из транспортных компаний посоветовал просто посмотреть на ситуацию у автомобильных пунктов пропусков на белорусской границе и оценить, где опущен железный занавес, а где нет. Везде, кроме российского направления, пробки из большегрузов.

- Сплошные заторы, тысячи фур стоят, на отдельных участках цепочки грузовых в 20 километров. Оформление документов затянуто. Специально или нет, но прежде такого не было. Думаю, нарочно тормозят. А списать можно на всё что угодно, например, на тепловой режим на трассах в связи с аномальной жарой. И постоянно такие истории появляются, - считает собеседник 47news из транспортного Минска.

Белорусы замечают, что раньше на оформление туристичекой визы уходил максимум месяц. Но это если ты совершенно неторопливый человек. Теперь же месяц считается быстрым сроком. Параллельно появилась уйма организаций-посредников, которые за 100-150 евро предлагают оперативно оформить пакет документов для выезда на работу в Европу. Как правило, они пропадают, собрав достаточный для себя кэш.

Евросоюз не считает Александра Лукашенко легитимным президентом Белоруссии и сформировал свой список штрафных мер. Он время от времени увеличивается, а круг бойкотирующих ширится. Европа игнорирует ряд белорусских нефтепродуктов, включая бензин, моторные масла и приходящий из Белоруссии природный газ. Под боем калийная отрасль и банковский сектор. Приняты меры воздействия в отношении членов семьи Лукашенко, крупных бизнесменов, чиновников, высокопоставленных военных, судей и прокуроров. Санкции подразумевают заморозку счетов и запрет на выдачу виз. Европейским перевозчикам рекомендовано избегать полётов над Белоруссией. Транспортную изоляцию страны закрепили запретом на рейсы "Белавиа" из-за беспрецедентного задержания журналиста и блогера Романа Протасевича.

Александр Калинин,
47news