Новая программа правительства должна развить технологии вживания в мозг чипов. Сначала это коснется слепых. Что потом, выяснил 47news.
Правительство РФ готовит программу "Мозг, здоровье, интеллект, инновации на 2021–2029 годы", которая позволит финансировать развитие технологий вживления в мозг человека микрокомпьютеров для прямой передачи информации с внешних устройств, сообщили СМИ 22 июня. Сообщается, что программу уже утвердил Владимир Путин, а проработкой занимаются премьер Мишустин и глава Администрации президента Вайно. 47news узнал у российского разработчика нейроимпланта для восстановления зрения слепым, кому еще пригодится кусочек компьютера в голове. Директор лаборатории "Сенсор-Тех", которая создана благотворительным фондом поддержки слепоглухих "Со-единение", Денис Кулешов в интервью рассказал о настоящем и будущем чипов.
предоставлено лабораторией "Сенсор-Тех"
- Правительство даст полсотни миллиардов рублей из бюджета на разработку чипов для мозга. Никита Михалков проиграл, русского человека все же чипируют?
- Вообще-то соединение мозга человека с компьютером происходит уже очень давно. Микропроцессорная техника, она же в обиходе "чипы", от слова микрочип, используется не первый год. Тысячи операций ежегодно проходят по всему миру, когда в мозг человека ставятся чипы и импланты. Например, есть болезнь Паркинсона, когда у человека бывает очень сильный тремор, который мешает жить. В этом случае проводятся операции, когда электроника вживляется под кожу, в мозг, чтобы при треморе человек мог нажать кнопку на электростимуляторе и прекратить дрожь. Воздействие идет на глубинные структуры мозга, человек может нормально функционировать. Мы сейчас работаем над имплантом, который влияет на зрение. Он тоже представляет из себя электроды, то есть провода, и чип, который ими управляет. Система направлена на стимулирование зрительной коры, на возвращение слепому человеку возможности видеть образы объектов, контуры. Это способ дать человеку полноценно жить, когда, казалось бы, ничего не помогает. Госпрограмма не для того, чтобы все ходили с чипами, а для того, чтобы спасти жизни тем тысячам людей, которых можно спасти. Сейчас в основном такие компании есть в США и Азии. В России нет производителей, стартапов, которые имели бы зарегистрированные и сертифицированные системы, которые можно было бы ставить людям. Поэтому госпрограмма главным образом - про медицинские системы, которые можно было бы ставить здесь, чтобы не чипироваться за границей.
- Вы потенциальные интересанты госпрограммы?
- Нет. Наша лаборатория не участник. Мы узнали из СМИ об этой программе, о том, что в нее будет вовлечено несколько десятков научных учреждений. Но наш проект по зрительному импланту поддерживается исключительно благотворительным фондом "Соединение".
- В мире та же схема? Государство – двигатель? У нас Мишустин и Вайно ответственными стали.
- Во всём мире всё, что имеет горизонт планирования 30-40 лет вперед, обычно поддерживается государством. В том случае, если все понимают, что это то направление, которое точно будет востребовано через десятилетия, ни о каких коммерческих инвесторах не может быть речи. ЕС начал такой большой проект в 2013 году. США с их инициативой начали в 2014 году. Объем финансирования там 4,5 млрд долларов. Все эти программы принимаются с одной целью. Государства понимают, что в ближайшем будущем появится электроника, которая будет безопасно взаимодействовать с человеческим мозгом. А чтобы были свои прорывные технологии, почву эту нужно подпитать. Как ни крути, всем исследователям, учёным и стартапам нужны ресурсы на это. Обычно, когда исследователи видят большую активность в другой стране, перевозят свои стартапы в такие страны. Люди понимают, что нет смысла терять времени у себя, где нет внимания к работе. Поэтому поддержка государством - это правильно. Это позволяет в будущем не впрыгивать в уходящий поезд последними.
- Сейчас русские чипы на каком месте в мире?
- Сейчас российских чипов, которые проверены, имеют сертификацию, не существует. Мы, с точки зрения данных технологий, пока ещё не продвинулись никуда. И это уже большая проблема сегодня. Потому что мир от фундаментальной части переходит к части практической. В США уже 6 человек ходят с имплантами, которые восстанавливают им зрение. Это американские импланты. Испытания там продлятся до 2023 года. Мы же пока ещё на стадии испытаний на животных.
- Какие чипы вы ставите животным?
- Сами по себе микрочипы, которые ставятся животным, собраны на зарубежной компонентной базе. Это большая проблема. Но она в целом не имеет решения. Производство микрочипов в основном расположено в Китае, ЕС и США. Да, в России тоже есть фабрики по производству микропроцессоров, но часто они уступают технологически. Вообще, когда мы говорим об интерфейсах "мозг-компьютер", то там идет пересечение очень большого количества областей. Это и медицина, и микроэлектроника, и биоинженерия. И сейчас компонентная база глобальная. Мы можем для наших проектов закупать часть компонентов в США, часть в Китае, часть в России.
Фото предоставлено лабораторией "Сенсор-Тех"
- Сколько "русского" в вашем чипе сегодня?
- Нельзя дать такую оценку. В чипе больше всего ценится его дизайн, его логика, принцип архитектуры его работы. И у нас это российское. Производство же - за рубежом. Создание производства микрочипов для электроники и нейроимплантов – это отдельная большая задача для нашей страны. Здесь сам процесс включает огромное количество самых различных этапов, производственных процессов. Главное, чтобы ключевые элементы технологии были придуманы у нас, тогда можно защититься с точки зрения импортозамещения. Если исходники иностранные, это не колоссальная проблема. Колоссальная проблема, когда всё под ключ заказывается за рубежом. В таком случае, всё принадлежит зарубежным компаниям. Сегодня доля российских устройств, которые ставятся людям – ноль.
- Кто сейчас занят разработками, кроме вас?
- Ещё 2-3 стартапа думают в этом направлении. Плюс научные организации из федеральной программы. У всех есть свои заделы. Много научных лабораторий этим занимаются. Около 40 организаций есть с тем или иным заделом в этом направлении.
- Куда ставится ваш чип и как он работает?
- Зачем вообще нужен имплант, который связан со зрением? Есть много заболеваний, которые приводят к полной слепоте. Иногда это травма, иногда поражение сетчатки, глаукома в последней стадии, атрофия зрительного нерва. И глаз перестаёт нормально работать, человек ничего не видит. Но та часть мозга, которая до этого всю жизнь отвечала за обработку зрительной информации, готова анализировать снова. Научно доказано и проверено, что если стимулировать токами зону зрительной коры, а она находится в заднем отделе мозга, то у человека в сознании будут появляться вспышки света. Если стимулировать активно и постоянно, если электродов будет большое количество, то эти вспышки будут позволять видеть контуры и очертания предметов. Человек не видел ничего, а теперь сможет понять, что перед ним кто-то стоит и машет рукой, увидит тротуарную линию и сможет идти вдоль тротуара. Осталось сделать так, чтобы соединить видеокамеру, которая носится на голове с зоной зрительной коры головного мозга. Мы делаем это так: человек на голове носит обруч со встроенными видеокамерами. Они снимают то, что находится перед человеком. В голову имплантируется матрица электродов. Пластинка с точечками металлическими. Она имплантируется непосредственно в мозг. Располагается на зрительной коре. Эта пластинка с электродами соединяется с микрочипом. Чип в нашем случае располагается на черепе, под кожей. У этого чипа также есть специальная антенна. Она похожа на антенны для беспроводных зарядок для телефонов. Только у нас меньшие токи. Более безопасно. В обруче на голове есть другая антенна, которая передаёт информацию от камер. Надеваем обруч. Антенна в обруче синхронизируется с антенной под кожей. Начинаем передавать сигнал о том, какие электроды в какой момент нужно током стимулировать. Человек видит очертания контуров. Обруч с камерами сняли, человек больше ничего не видит. Надели обруч, антенны снова рядом, передаётся энергия и сигнал, есть картинка. Но пока мы на стадии испытания на животных. Надеемся, что в 2023-2024 году будем испытывать это на незрячих добровольцах.
- Те тысячи, кто уже с чипами, какие проблемы обходят сегодня?
- Есть масса заболеваний. Как я уже говорил, есть американские чипы, которые позволяют лечить состояние пациента при болезни Паркинсона и болевых синдромах. Когда у человека очень сильные боли. Там тоже система имплантов в мозг, они устанавливаются в другие зоны, но принцип похож. Электроды в мозг, провода под кожей. Само устройство под кожей либо в зоне груди или живота. Человек нажимает кнопочку при болях. Кнопочка - это пульт, который человек носит с собой.
- Насколько это дорого? Хронические боли испытывают многие сограждане.
- Несколько миллионов рублей стоит операция с оборудованием. Это компенсирует государство. Чаще всего страховыми программами, когда по квотам проводят такие операции. Их ведь проводят только, когда ничего другое уже не помогает. Конечно, это делают ведущие федеральные центры нейрохирургии. Самые известные располагаются в Москве. Сейчас эти операции считаются процедурами с очень большим риском, поэтому там очень серьёзные отборы, анамнез пациента должен это позволять.
- Если с медициной будет всё хорошо, то, где дальше можно применять чипы в мозгу?
- Задачи имплантов в будущем – убрать вспомогательные устройства между мозгом и реальным действием. Например, когда мы едем на автомобиле, мы смотрим на навигацию по приборам. Там загораются стрелочки перед нужным поворотом. Если представить будущее, когда лет через 20, где имплант будет стоять у человека с нормальным зрением, то можно будет сделать так, чтобы стрелочка перед нужным поворотом загоралась прямо в сознании. Камера будет видеть картинку и перед нужным поворотом будет зажигать стрелочку прямо в голове, поверх реального изображения. Суперреальность. Не говоря уже о том, что интерфейс мобильных устройств можно будет транслировать прямо в голову. Если говорить об имплантах, которые позволяют считывать активность головного мозга, то для включения света достаточно будет подумать о том, чтобы свет включился. И он включится. Имплант сосчитает эту мысль с головного мозга, отправит сигнал на устройство умного дома. Примеров может быть много.
Фото предоставлено лабораторией "Сенсор-Тех"
- Вот он, алгоритм похищения сознания человека. Вы что отвечаете обычно на это?
- Обычно мы отвечаем, что, во-первых, как и с любой другой технологией, когда ты её внедряешь, ты должен знать, как она работает, для чего она тебе нужна. Я уверен, что принудительной чипизации в России совершенно точно не будет. Сначала импланты будут получать все те, кому они необходимы по здоровью. Дальше их будут применять все те, кто относят себя к гикам, к тем, кто готов расширять возможности своего мозга. Ну а потом уже нам надо будет с вами поговорить снова и понять, что происходит дальше.
- Вы видите цифры в планах чиновников. Они говорят о том, что они хорошими чипами прочипированы? Насколько эти планы вообще реалистичны?
- Заявленный сейчас бюджет не выглядит большим по сравнению с тем финансированием, которое выделяется за рубежом. Но для нас это абсолютно адекватные деньги. В это направление вкладывают все активные страны. По суммам и по параметрам проекта вряд ли сегодня можно к чему-то придраться. Абсолютно адекватные современному уровню науки и техники задачи поставлены.
P.S. Тем временем в Кремле не смогли оперативно прокомментировать данные о скором выделении 50 млрд рублей на развитие программ чипизации нуждающихся россиян. "Нет, вы знаете, я не располагаю такими данными, поэтому я не могу это ни подтвердить, ни опровергнуть", - сказал государственному информационному агентству ТАСС Дмитрий Песков.
Фото – kremlin.ru
Николай Нелюбин,
специально для 47 news