Петербургская "Звезда" заволокитила ракетный корабль. Так, что кингисеппские машиностроители требуют упущенную выгоду. У ВМФ - минус боевая единица.

Как стало известно 47news, 17 февраля Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области начнет слушать по существу иск ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) к ПАО "Звезда". За сравнительно скромными 16,2 млн рублей претензий скрывается сорванный контракт на строительство комплекта из 3-х дизелей для малого ракетного корабля "Каракурт" серии 22800. И наглядная демонстрация того, как крупнейший в регионе производитель судовых двигателей относится к обороноспособности страны. 

Малые ракетные корабли "Каракурт" предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу с диверсионно-террористическими силами, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Проект разработан ЦМКБ "Алмаз". Водоизмещение — 800 тонн, скорость — 30 узлов, автономность — 15 суток. В энергоустановку входят три дизеля М-507Д-1 и три дизель-генератора ДГАС-315 производства ПАО "Звезда". Главное ударное оружие "Каракуртов" — высокоточные крылатые ракеты дальнего действия "Калибр".

В рамках гособоронзаказа изготовлением "Каракуртов" занимаются АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", АО "Зеленодольский завод им. A.M. Горького" и ПАО "Амурский судостроительный завод". Точное количество кораблей не раскрывается. 

Вы не заплатили аванс, хотя вовремя получили деньги от Зеленодольского завода, не передали конструкторскую документацию, чем вынудили нас расторгнуть контракт почти на 350 млн рублей. С вас 16,2 млн, которые могли бы стать нашей прибылью. Такова суть иска КМЗ к "Звезде". За незамысловатой формулировкой - два с половиной года препирательств, в течение которых у российского флота мог бы появиться новый ракетный корабль. 

Контракт на производство дизелей "Звезда" заключила с КМЗ 21 декабря 2018 года, кажется, не по доброй воле. Решение принял заместитель министра обороны РФ в сентябре 2018-го. 

"В настоящее время сложилась критическая ситуация с поставками судовых дизельных двигателей… для строящихся и находящихся в эксплуатации кораблей, а также с выполнением ремонта данных дизельных двигателей и поставками ЗИП к ним ПАО "Звезда", - так сформулирована причина, по которой государственный заказчик был вынужден искать второго изготовителя дизельных двигателей. 

Формулировка наталкивает: у военных сложилось впечатление, будто "Звезда" не справляется с контрактом, поэтому дизельный комплект для одного "Каракурта" передали КМЗ. В декабре 2018-го подписали контракт, в конце 2019-го дизели кингисеппского завода должны были оказаться у "Звезды". Но всё это время представители предприятий провели в препирательствах - сначала между собой, потом в арбитраже.
 
Претензии были у "Звезды". 

Сначала компания потребовала признать договор с КМЗ незаключенным. Причина - КМЗ своевременно не прислал его подписанный экземпляр, что привело руководителей "Звезды" к мнению, будто договор не согласован, то есть не заключен. Ничего не вышло.
 
Судья Нестеров предложил: КМЗ письменно согласился со всеми условиями договора, подписал и прислал "Звезде" все протоколы разногласий, так что нет никаких причин считать договор незаключенным. Удовлетворять иск "Звезды" суд отказался, в июне прошлого года это решение вступило в законную силу.
 
Раз договор нельзя считать незаключенным, значит его можно расторгнуть - для этого "Звезда" вновь обратилась в арбитражный суд. КМЗ не предоставил калькуляцию стоимости поставляемых по договору изделий, чем вызвал сомнения в способности своевременно справиться со взятыми на себя обязательствами. 

В этом иске появилась прямолинейность: 

"В настоящее время ПАО "Звезда" производит изготовление двигателей самостоятельно и в привлечении дополнительных сил не нуждается…"

И вновь ничего не вышло. Судья Раннева возразила: позвольте, вы не заплатили кингисеппскому заводу предусмотренный договором аванс и не полностью передали конструкторскую документацию - какие претензии? Второй иск тоже остался не удовлетворенным, и это решение тоже вступило в законную силу.
 
Минувшей осенью КМЗ сам расторг контракт со "Звездой" и обратился в арбитраж с требованием компенсации упущенной выгоды.
 
Всё выглядит так, будто "Звезда" попросту не захотела расставаться с контрактом на 350 млн рублей. Даже возможный проигрыш 16,2 млн, которые КМЗ требует в качестве упущенной выгоды, намного выгоднее потери всего контракта. Похоже, в проигрыше только Военно-морской флот. Все же журналист с трудом, но добился комментариев с двух сторон. 

Директор производственно-инженерного департамента КМЗ Михаил Бороздин

"Комментировать решения по двум искам ПАО "Звезда", отклоненным Арбитражным судом Санкт-Петербурга и Ленинградской области, мы не будем. Факт того, что им отказали дважды, говорит сам за себя. В части поданного иска о взыскании упущенной выгоды "Кингисеппским машиностроительным заводом" мы полагаем свои требования правомерными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. Все доводы, ранее заявленные ПАО "Звезда" в защиту своей позиции, суд признал необоснованными.

Но именно под производство двигателей для "Каракуртов" на предприятии освоено производство узлов и комплектующих, приобретено более 30 единиц различного оборудования. Объем собственных инвестиций составил 543 млн рублей. С момента заключения контракта со "Звездой" общая численность сотрудников увеличилась в два раза и превышает тысячу человек. Реализована программа по модернизации литейного, кузнечного участков. Мы расширились до трёх производственных площадок в Петербурге и Ленобласти, их общая площадь составляет 69 000 кв.м. Появились новые рабочие места по различным техническим специальностям, открыт собственный учебный центр…"

И представитель ПАО "Звезда" в долгу не остался:

"Исковое требование, предъявленное ООО "Кингисеппский машиностроительный завод", предприятие считает неправомерным.

В соответствии с договором КМЗ должен был изготовить и поставить три дизельных двигателя. В течение срока действия договора исполнитель не подтвердил свои намерения его исполнить: не предоставил требуемые расчетно-калькуляционные материалы, не поставил двигатели на производство, в соответствии с требованиями ГОСТ, не изготовил и не испытал опытный образец. При этом "Звезда" передала КМЗ всю предусмотренную договором конструкторскую документацию, что подтверждается актами приема-передачи, подписанными сторонами и военными представительствами. Неоднократные обращения "Звезды" в адрес КМЗ относительно сроков и хода исполнения договора оставались без надлежащего ответа, а впоследствии "Звезда" получила уведомление о расторжении договора со стороны КМЗ. Обоснование своей позиции предприятие представит в суде…"

Лев Годованник для 47news

ООО "Кингисеппский машиностроительный завод", по данным "СПАРК-Интерфакс", через ООО "НПО Теханалитика" на 52,5% принадлежит предпринимателю Тимуру Гарееву. 30% долей КМЗ - у Михаила Даниленко, оставшиеся 17,5% через ООО "Энексел Групп" принадлежат Александру Борисову.
 
Предприятие специализируется на производстве и ремонте дизельного, газотурбинного и палубного оборудования. В январе 2021 года КМЗ заложил шесть килей обстановочных судов проекта 3050.1 по заказу ФКУ "Речводпуть". Суда предназначены для обслуживания плавучих и береговых знаков судоходной обстановки, контроля глубин судового хода и эпизодической буксировки в реках арктической зоны РФ. 

Состав акционеров ПАО "Звезда" не раскрывается. По данным "СПАРК-Интерфакс", до 1 квартала 2019 года основные пакеты акций принадлежали юрлица, чьими бенефициарами были АО "Группа Синара" Дмитрия Пумпянского и частные лица.
  
ПАО "Звезда" — крупнейший в России производитель легких компактных высокооборотных дизельных двигателей многоцелевого назначения - для судостроения, железнодорожного транспорта, промышленных агрегатов. В предновогоднем интервью 21 декабря 2020 года директор по развитию ПАО "Звезда" Александр Зиновьев заявил: "Большинство строящихся сегодня российских кораблей - с нашими двигателями или редукторами".