Проектировщик Лахта Центра КБ ВиПС готово было расплатиться за изыскания в проекте для крупнейшего судостроительного долгостроя Северо-Запада — сухого дока для крупнотоннажных судов. Но это не устроило "Северную верфь".

Арбитражный суд Северо-Западного округа отменил мировое соглашение между АО "Конструкторское бюро высотных и подземных технологий" (КБ ВиПС) и ЗАО "ЛенТИСИЗ". Согласно этому соглашению, КБ ВиПС готово было выплатить 3,3 млн рублей, недоплаченных за изыскания в рамках проекта строительства сухого дока с эллингом общей стоимостью около 15 млрд рублей, в свое время представленного как первый этап модернизации всего судостроительного комплекса "Северной верфи". Такое постановление окружной суд опубликовал 4 июня. Оно отменило соответствующие постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Дело направлено на новое рассмотрение.

Конфликт между КБ ВиПС и "ЛенТИСИЗом" - небольшая часть противостояния между КБ ВиПС и ПАО "Судостроительный завод "Северная верфь". Между верфью и КБ в мае 2015 года был заключен договор на выполнение проектно-изыскательских работ по проекту: "Строительство современного судостроительного комплекса на территории ОАО "СЗ "Северная верфь" I этап, II этап" на 421 млн рублей. После корректировки проекта его цена выросла до 547 млн. Её-то согласование и привело стороны в арбитражный суд.

Верфь отказалась от части проекта - строительства сухого дока - что изменило договор с проектировщиком. Стройка стала как бы меньше, но изменения получились настолько масштабными, что цена проектирования увеличилась. С учетом неустоек это увеличение составило 180 млн рублей - так решил Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в начале мая, но его решение не вступило пока в законную силу.

Из 420-миллионного контракта между КБ и верфью около 20 млн приходились на изыскания. Их-то по договору субподряда исполнял "ЛенТИСИЗ". Он обращался в суд дважды: сначала хотел банкротить КБ, но передумал, когда КБ рассчитался по первому иску на 5 млн рублей. Второй процесс тоже мог закончиться мирно, но этому помешала "Северная верфь", выступающая третьим лицом в процессе. По мнению ее представителей, "заключенное сторонами и утвержденное апелляционным судом мировое соглашение затрагивает права и интересы завода и противоречит его позиции по настоящему спору". Исследованием возможного нарушения интересов "Северной верфи" в отмененном мировом соглашении теперь займется петербургский арбитраж, когда приступит к новому рассмотрению дела.

Справка:

ПАО СЗ "Северная верфь", по данным СПАРК со ссылкой на отчетность компании за 2020 год, на 81.75% принадлежит "Объединенной судостроительной корпорации" (ОСК) и 17.5% Росимуществу. Крупнейший текущий проект "Северной верфи" - строительство 10-ти из 26-ти рыбопромысловых судов, которые ОСК строит на своих заводах.

АО "Конструкторское бюро высотных и подземных технологий", по сведениям ДП от декабря 2014 года, принадлежит Андрею Панферову (72%), Вячеславу Семененко (25%) и Кшиштофу Поморскому (3%). Свежие данные о своих акционерах компания не публикует.

В марте 2021 года стало известно, что КБ ВИПС может заключить инвестиционное соглашение с правительством Петербурга на ПМЭФ. Компания намерена стать резидентом Особой экономической зоны Петербурга и создать на площадке "Новоорловская" опытное производство по разработке оборудования для "зеленых углеводородов".