Незаконные вырубки леса на Кургальском полуострове в Кингисеппском районе, несмотря на ежедневный контроль охраны, до сих пор полностью не искоренены. Однако власти Ленобласти заявляют, что меры по усилению охраны этой природной зоны принимаются, а чтобы развеять мифы о вреде строящегося по-соседству морского торгового порта, к работе по защите Кургальского заказника присоединилась и крупная компания «Усть-Луга».
По официальным данным в 2006 году в лесах Кингисеппского района было зафиксировано 25 незаконных рубок, девять из них рассматривались судом, в 2007 году - 22 подобных факта с задержанными, из которых семь также было направлено в суд. Как заявил в понедельник, 30 июня, на пресс-конференции, посвященной развитию Кургальского полуострова, председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Михаил Дедов, в этом году зарегистрировано уже 18 случаев незаконной рубки, по которым кингисеппские органы правопорядка готовят материалы для передачи в суд. «Мы признаемся, что не можем ликвидировать этот бич - погасить незаконные рубки. В самом заказнике незаконных фактов примерно 30% от общего числа по Кингисеппскому району», - прокомментировал Дедов. По его словам, в Кургальском заказнике зимой проходят выборочные рубки, летом - сплошные санитарные рубки. Он также отметил, что экспертизу таких рубок проводят специалисты Лесотехнической академии, а то, как рубки осуществляются проверяет прокуратура.
Охраняет леса заказника в первую очередь Кингисеппское лесничество, чьи работники патрулируют там ежедневно, а также государственное областное учреждение, которое занимается вопросами особо охраняемых природных территорий. Тем не менее на берегу расположенных в заказнике двух озер недавно были вырублены десять сосен. Не имея на то разрешения, это сделала организация, планирующая разводить в них рыбу. Однако, по словам Дедова, узнав об этом факте, деятельность этого предприятия была приостановлена.
Вице-губернатор области, председатель комитета по управлению госимуществом Александр Дрозденко считает, что направление комитета по природным ресурсам - сохранять Кургальский заказник в рамках действующего законодательства, выбрано правильно. Он также уверил, что строительство морского торгового порта в Усть-Луге ни коим образом не влияет на окружающую среду полуострова. Все производство происходит за естественной границей - рекой Лугой, отделяющей заказник от строительства терминала.
«В рамках деятельности компании «Усть-Луга» был создан координационный совет по строительству морского порта, который рассматривал вопрос экологической безопасности района и Кургальского полуострова», - рассказал Михаил Дедов. Этот совет принял решение о создании постоянного центра мониторинга, который будет следить за охраной природы. Кроме того, на конференции было заявлено, что компания решила создать просветительский центр в Кургальском заказнике, с помощью которого жителям будут рассказывать об уникальной экологии заказника. Это связано также с тем, что в деревне Краколье вскоре начнется строительство жилого комплекса, в котором разместятся работники порта. Однако как считают руководители области, опасности для природной зоны в связи с увеличением населения не будет, а такой центр поможет узнать новым жителям «рядом с чем они живут». Сегодня в заказнике ограниченное посещение, для этого создаются рекреационные зоны и «экологические тропы». «Это позволяет людям, гуляющим в заказнике минимально воздействовать на окружающую среду», - прокомментировал Михаил Дедов. Даже проблемы с 6-ой воздушной армией, которая проводила вблизи учения, исчезли — председатель комитета рассказал, что в последние годы ни одного бомбометания в границах Кургальского заказника не проводилось.
Несмотря на то, что компания «Усть-Луга» решила помогать заказнику организационно и финансово, проблемы для местного населения они все же создали, разбив дорогу большегрузами. «Вывоз песка из Белореченского карьера для строительства порта создал проблему для населения. Понятно, что чем интенсивнее строительство, тем сложнее с дорогами. Я бы тоже возмущался на месте людей. Это был просчет компании, правительства области, Минтранса. Мы заложили деньги на строительство и ремонт дорог в районе, трехкратно увеличив финансирование, но к сожалению, наши действия всегда идут с опозданием», - прокомментировал вице-губернатор Александр Дрозденко.
Людмила Петрова