"Старший лейтенант, сотрудник Сбера и специалист Филимонов" выуживали деньги у петербуржца. Он потерпел, чтобы передать запись 47news.       

“Главное управление МВД России, старший лейтенант полиции Учаева Елена Николаевна”, - деловито поприветствовал 11 апреля голос в трубке петербургского полковника полиции в отставке. Дама сразу поинтересовалась по имени-отчеству, сможет ли он на следующий день подъехать к участковому для дачи показаний “касательно вашего дела”. И удивилась:

- Вас ещё не информировали? Произошла компрометация личных данных. Мне поступило заявление от Центробанка по факту мошеннических действий по статье 159 часть вторая УК РФ. Это мошенничество или похищение имущества путём обмана. Произошла кража в значительном, крупном размере по вашему счёту, - смешалось все в кучу с украинским акцентом.

Девушка энергично продолжила: “Центробанк выступает потерпевшим и обязуется вернуть деньги в полном объёме, если “вашей вины в этом нет”. Дальше начались вопросы, мол, вы никому ли не предоставляли конфиденциальную информацию? Возможно, вам звонили якобы сотрудники банка?” Собеседница строго предупреждает:    

- Хочу вас сразу проинформировать, по всей России идёт компрометация личных данных, пострадали уже более 120 тысяч клиентов банков. Открыто уголовное дело, под подозрением сотрудники банков. Вам понятна данная информация?

- Да, - устало отвечает Максим.   

- От кого заявление, с какого счёта списание? Это понятно?

- Нет, - вздыхает петербуржец.

- Попытки кражи были с единого лицевого счёта. Он объединяет информацию со всех банковских структур, клиентом которых вы являетесь. Все карты, дебетовые, кредитные, сберегательные счета.

- А в каком банке-то? - интересуется наш читатель.  

- На данный момент указано, что только в Сбербанке у вас пытались списать средства. Всех сотрудников банка перепроверяют. Кто этим занимается, нам на данном этапе неизвестно.

- И что я должен делать?

- Укажите для протокола, вы 15 апреля сможете присутствовать на слушаниях касательно этого дела как потерпевшая сторона? Вам будет направлена повестка.

Максим соглашается, голос сообщает, что отметила в протоколе и добавляет: "У вас угроза имеется потери суммы свыше 50 тысяч рублей?" Получив утвердительный ответ, выдаёт:

- В таком случае я вас информирую касательно статьи 183 УК РФ - неразглашение банковской и налоговой тайны - все ваши родственники, друзья и коллеги по работе являются третьими лицами. Пока ведётся следствие, вы не имеете права разглашать данную информацию. Запишите мои данные, чтобы понимали, кто занимается данным делом, чтобы вы в случае неправомерных действий смогли подать на меня жалобу в главное управление МВД, - с некой гордостью говорит она и по слогам диктует фамилию. 

А дальше уступает место на сцене следующему. И подводка забавная: "На сегодняшний день сотрудники банков не имеют права звонить клиентам, так как по всей России работают мошенники. Поэтому, я сейчас перевожу вас на проверенного сотрудника Сбербанка. Он более подробно предоставит информацию - с какого счёта хотели снять, на кого перевести. “Ведётся запись разговора, линию не прерывайте, соединяю”, - попрощалась старший лейтенант. Дальше музыка секунд на десять.

- Максим Михайлович здравствуйте, это Сбербанк, вас перенаправили органы МВД. ... Давайте перепроверим, вы данные карты не сообщали, не теряли?

- Не сообщал, не терял.

Голос поинтересовался, когда была последняя операция, что за операция, какой баланс на карте. “У меня указано, у вас личный менеджер имеется? У меня указано от МВД, что личный менеджер сейчас под подозрением на перепродажу ваших данных”. Далее актёр №2 сыплет терминами-вопросами: когда последний раз по вкладу операции? Пополнение, снятие, пролонгация? Опять спрашивает про баланс. Максим отвечает, мол, около 50 тысяч.

- По карте или по вкладу? Мне просто требуется сверить информацию с ваших слов, - участливо интересуется “клерк” и добавляет - Вижу вам была одобрена кредитная карта, вы ей пользуетесь? Затем мини-диалог о некой карте, “которую сегодня пытались прикрепить”. “Я тогда удалю её сейчас”, - с тревогой комментирует как бы сотрудник Сбера.      

И переводит на актёра №3 со словами: “Специалист вас более детально проконсультирует”. И вновь музыка. А затем строгий голос.

- Добрый день Максим Михайлович, старший специалист Филимонов Иван Валерьевич. Вас перевели на меня поскольку, у вас было подозрение на мошенничество по вашим счетам. ...Сегодня были попытки переводов на некого Синицына Юрия Михайловича. Данный человек вам знаком?

- Нет.

- В таком случае вашу карту направляю на экстренный перевыпуск. Скажите, куда отправить, завтра курьер вам её пришлёт. В отделениях в течение трёх рабочих дней, и обращаться небезопасно - в данный момент мы не знаем, от какого специалиста могла произойти утечка. Ранее сталкивались с экстренным перевыпуском?

- Нет.

- Ваши средства были переведены на сейфовую ячейку нашего банка. После этого вам была выделена идентичная сумма страховых для обновления вашего расчётного счёта. Сейчас вам потребуется технический терминал нашего банка. Укажите, где вы сейчас находитесь, чтобы я вам подобрал ближайший терминал Сбербанка России.

Услышав адрес, мошенник обещает подобрать банкомат поближе и спрашивает, оставлял петербуржец информацию о карте в интернет-магазинах, например AliExpress. Поступали ли звонки от мошенников? Через некоторое время петербуржцу предлагается проследовать к банкомату на Казанской. Видимо время ушло на поиск в Google.   

- Можно как-то, не ходя никуда? – говорит Максим.

- Не ходя не можно, переобновление только через банкомат, - категоричен товарищ Филимонов.

- Не хочу никуда идти. Может, я вам номер карты продиктую? – не выдержал Максим, которому все это надоедает.

- Мне номер карты не нужен. Я не имею права такую информацию у вас запрашивать. ...В случае отказа я закрываю заявление, и банк снимает с себя ответственность.  

А далее финальный диалог. Максим говорит, что неважно себя чувствует. Жулик не выдерживает, он же целыми днями вкалывает. Последний аккорд надо играть с отчаянием.

- Я понимаю, но я также болею, но нахожусь на работе, Максим Михайлович. Я уже вторую неделю с насморком! И выхожу на работу с температурой! В транспорте езжу, сижу на работе, работаю! Поэтому соберитесь и продвиньтесь по адресу Казанская,36. У меня тоже 38,3, только что мерил! Вам сложно 200 метров пройти?

Но вновь получив отказ, вздыхает: "Хорошо, я вам с номера “900” пришлю смс о попытках списания с вашей карты. Закрываю заявление, всего доброго", - как показалось, с искренней обидой говорит проходимец.    

Недавно "Фонтанка" публиковала исповедь телефонной мошенницы из Украины, которой после звонка “о списаниях” журналисты предложили поговорить, а она согласилась от скуки. Девушка жаловалась, что россияне стали бедными, прижимистыми и “прошаренными”. Особенно в Москве и Петербурге. Кстати, в конце расплакалась. Но отметила, что все у них в уютном офисе сидят рядом.

Что касается настырной рекомендации дойти до банкомата то, как известно из сотен новостей, там разыгрывается четвёртая часть - жертве диктуют счёт или несколько, для срочного вывода средств. Атмосфера нагнетается, а потом – занавес.     

Виктор Смирнов,
47news