В Минприроды заикнулись о рекультивации полигонов, но быстро откатили. В Ленобласти совсем все на тонких нервах. 47news прошелся по ним.

В конце минувшей недели Минприроды предложило слегка увеличить тариф на вывоз отходов с человека. Мол, средства пошли бы на рекультивацию полигонов. В тот же день ведомство отреклось от этой идеи. Метания стали очередными на фоне потёртых декораций статичной индустрии - ничего кардинального в ней не происходит. Во всяком случае на Северо-Западе. Для Ленобласти лишь приближается обещанный президенту Александром Дрозденко срок закрытия всех полигонов - конец 2023 года.

Тем временем не секрет, что большинство областных площадок близко к переполнению, и отходов меньше не становится. Приходится даже открывать закрытые площадки. Так, например, произошло недавно с полигоном в Мшинской под Лугой. Его расконсервировали по так называемому 303-му приказу Минприроды от 2019 года. Читай, если с документами не всё в порядке или нет лицензии, но складывать некуда, то до 2023 года можно. Понятно, что приказ появился не от хорошей жизни.

Большая часть отходов приезжает в Ленобласть из Петербурга. Альтернативы нет, в городе запрещено строить полигоны. При этом ещё в 2018 году Ленобласть вошла в десятку регионов с "критическим уровнем исчерпаемости полигонов". Даже при этом со своими 700 тысячами область бы справилась, но с городом получается на миллион тонн сложнее.

Сегодня всё совсем на тонких нервах. Так, в тосненском Куньголово мощности на исходе уже давно. Компания-оператор подалась на расширение, но про успехи не слышно. Да и метод точно не из тех высокотехнологичных, о которых все грезят. 

Возможности полигона в Волосово ограничены. Перед прошлыми выборами власти заблокировали расширение, население устраивало митинги. Говорят, бизнесу обещали решить после плебисцита, но не сложилось. К тому же с недавних пор на подъезде стоит машина частной охраны - пускают только областной мусор, мусоровозы из Петербурга разворачивают. Это инициатива районных властей. Жест благородный, но сколько городского мусора после этого оказалось в областных лесах - не сосчитать.

Возможности гатчинского "Нового Света" вот-вот подойдут к концу. Владелец, Анатолий Язев, и не скрывал, что к оставшимся мощностям будет относиться крайне бережно. Так, например, отвергал возможность принимать непонятно какой мусор с печально известной янинской горы МПБО-2. Кстати, этот городской завод недавно закрыт на приём отходов.

Малые локальные полигоны под волховским Пупышево, приозерским Тракторным предназначены под местные нужды. Выборгский РАСЭМ - годный объект, но принимает только локальный мусор. Если ехать до подпорожских Гоморовичей, то мусоровоз станет позолоченным. Полигон под Киришами испытывает сложности с надзорными органами из-за статуса земель. Более или менее приличный под Сланцами, но один Боливар город и область не вывезет.

Самая фактурная с виду и самая медийная всеволожская "Северная Самарка" постоянно в судах с Росприроднадзором по поводу исчерпания мощностей. Да и под пристальным вниманием активистов-жителей. Злости и подвижности им придаёт ежедневный смрад. Есть ещё всеволожский полигон в Лепсари, но и ему требуется расширение, а пройти общественные слушания, как продраться сквозь репейник. Разве что действовать по тому же безысходному приказу Минприроды и сыпать на старое место. Но здесь точно упрётся Росприроднадзор - открытие Мшинской для ведомства до сих пор шок, второй раз станут горой.

Под Кингисеппом планируется построить новый мусороперабатывающий комплекс, и это, пожалуй, единственный реальный шанс снизить нагрузку на остальные площадки. Проект пока в экспертизе. Старый рекультивируют, но вот какая штука - для этого нужно большое количество строительных отходов и грунта. А откуда они в Кингисеппе. Заметим, проблема системная для дальних локаций, где требуется пересыпать свалку.

Отметим, что в конце минувшего года был представлен условный спаситель - "Невский экологический оператор". Это конгломерат из финансовых мускулов банка "ВТБ" и возможностей "Интер РАО" Ковальчука-младшего. Впрочем, на другой половине акционерного общества чиновники Петербурга и Ленобласти. Первые годами молчат, вторые ограничены настроением на подотчетной территории. Из задач новой структуры пока мало что понятно, но звучали намерения строить высокотехнологичные мусороперерабатывающие заводы. Только вопрос где. В городе, напомним, нельзя, а быть единым регоператором без полигонов грусть-тоска и несерьёзно. Когда структура заработает в городе, у чиновников понимания тоже нет.

Как рассказали 47news участники рынка, "Невский оператор" обхаживает власти Ленобласти на предмет выделения участков земли. И правда, завод в воздухе не подвесить. В самом операторе конкретики не дают. Возможно, её и нет. Говорят лишь о непростых "корпоративных процедурах", присущих этапу создания мегапредприятия. Хотя пока приставка "мега" лишь теория за счёт масштаба структур-основателей. Кстати, до сих пор нет понимания, как новый как бы оператор будет взаимодействовать с действующим регоператором Ленобласти "Управляющей компанией по обращению с отходами".

По данным 47news, совещания по возможным локациям действительно проходят, но со стороны областных чиновников в паблике пока молчание. От свежих редутов "Невского оператора" доносится, мол, обсуждают три места. Первое - земли Островского карьера в Выборгском районе. О том, как дико "рады" местные, мы писали. Второе - территория Всеволожского района, ближе к границе с Кировским. Третье - "где-то" в Ломоносовском. Что касается Смольного, то там давно безмятежность и сбор справок на доклад.

47news связался с профильным вице-губернатором правительства Ленобласти Михаилом Ильиным, он отказался говорить. Хотя с точки зрения системы, все предсказуемо - как только официально будут названы локации, тут же начнется в тех местах брожение масс. А в сентябре вновь выборы: если в позапрошлом году выбирали муниципалов, в прошлом - губернатора, то на этот раз - в Госдуму.

Смирнов Виктор,
47news