Ключевое для строительного бизнеса ведомство переходит на хорошо защищённый мессенджер из США. Говорят, мода из Смольного. А 47news понял, чем вице-губернатор Линченко похож на Сноудена.

По информации нашего издания, в конце минувшей недели сотрудники Санкт-Петербургского госучреждения “Центр государственной экспертизы” (ЦГЭ) получили устное указание перейти на мессенджер Signal. Мы нашли этому подтверждение в самом мессенджере. Там же уже руководитель ведомства Ирина Косова и её заместитель Николай Колосков. Сегодня приложение считается одним из наиболее защищённых от чужих ушей.

Переоценить роль госэкспертизы для бизнеса трудно. В его компетенции выдача положительных заключений на проекты строительства всех объектов капитального строительства: будь то жилой дом, школа, детсад, развязка или дорога. Второй слой весомости - проверка достоверности сметной документации, читай, цены проекта. Для объектов, строящихся за бюджетные деньги, это краеугольный параметр - утверждённая цена по закону не может быть изменена. В задачи экспертизы входит резать цену, сберегая казённые деньги, цель же подрядчика - протащить проект как можно более, скажем так, богатый.

Что касается тонких граней, то, как выразился один из бизнесменов: “К вопросу формирования цены всегда можно подойти творчески, и результат может отличаться в десятки раз”. Понятно, что творчество для взрослых требует безопасной связи. Кстати, в августе минувшего года прошли обыски и задержания по делу о взятках среди чиновников Госстройнадзора Петербурга.  Госэкспертиза является его подведом.   

47news связался с ЦГЭ под видом коммерческой фирмы, у которой в экспертизе находится проект. Автор попросил связать с одним из специалистов. Когда тот ответил и представился, мы сразу предложили созвониться в “Сигнале”. Занятно, но такой вариант у чиновника удивления не вызвал.

- Да, звоните, - ответил он.

- Вы же там зарегистрированы? - уточнил на всякий случай.

- Да. 

Позвонили мы и начальнице одного из отделов, которой, по нашим данным, было поручено обзванивать подчинённых и ретранслировать волю руководства.

- Добрый день.

- Добрый.

- Действительно Ирина Владимировна Косова дала распоряжение всем сотрудникам Центра госэкспертизы переходить на Сигнал?

- Это распоряжение не Ирины Владимировны, это распоряжение правительства города.

- Оно оформлено официально? - осторожно спросил 47news. 

- Понятия не имею, не знаю.

- Косова сказала, что распоряжение правительства?

- Это сказал нам наш непосредственный руководитель, заместитель, который курирует наше подразделение.

- ...А вы сами на Сигнал перешли?

- Нет, не перешла ещё, не успела.

- А что думаете в принципе по поводу этого мессенджера?

- Понятия не имею.

- Сейчас на Вотсапе? - предположил автор.

- Мои личные контакты, да. Почему вас это интересует?

- Я просто пытаюсь понять логику, почему именно на Сигнал.

- Не знаю, Сигнал, Телеграм, Вотсап. Много же мессенджеров всяких. Чем вас Сигнал смущает?

- Ну, Телеграм косвенно всё-таки российского происхождения, хоть Дуров и эмигрировал. А Сигнал же американский.

- Серьёзно? Я так не осведомлена, к сожалению.

- А распоряжение было не только поставить, но и говорить по нему?

- Я такого не слышала.

- А зачем тогда его ставить?

- Вы так много вопросов задаёте. Не знаю!

- Но ставить будете? Это же распоряжение. 

- Ну почему? Я поставила Телеграм, им пользуюсь.

- Нравится?

- Что значит нравится?! Мне без разницы, что Вотсап, что Телеграм. Опции одинаковые... И вообще, звоните в пресс-службу.     

47news позвонил Ирине Косовой через Сигнал, но разговаривать она не пожелала. Написали ей туда же. Спросили, что за необходимость переходить в этот мессенджер, почему именно на него и чья это инициатива - личная или спущенная сверху. Ирина Владимировна ответила как идеальный чиновник:

- Не могу прокомментировать данное распоряжение из-за его отсутствия. Сотрудники учреждения вправе пользоваться любыми разрешёнными законодательством РФ для использования на территории России программными продуктами.  

Далее наш диалог переместился в Вотсап (по старинке).

- У меня ощущение, что вы воспринимаете вопросы как критику. Просто занятный тренд. Ничего зазорного. Да и чем защищеннее каналы связи, тем лучше. Сигнал действительно хорош, - убеждал я.

- Ваше ощущение ошибочно, - ответила Косова, поставила скобку-улыбку, но мысль не раскрыла.      

На этом разговор и закончился. Ну хоть познакомились, мало ли.

Как рассказали 47news в Смольном, к Signal неравнодушен вице-губернатор Николай Линченко. Он курирует строительство, в том числе службу госстройнадзора и экспертизы. Телефон Линченко нашёлся в Сигнале, но дозвониться не удалось. Спросил текстом, как давно он использует этот мессенджер. Сообщения прочитал, но, видимо, задумался.  

"Я использую Signal каждый день” - приведено на сайте “Сигнал” высказывание, подписанное: разоблачитель спецслужб и защитник приватности Edward Snowden. А недавно на этот мессенджер посоветовал переходить Илон Маск. Так что не зазорно.

Если же нашими смыслами, то миграция началась задолго до объявления Вотсап о передаче персональных данных материнской Фейсбук. Просто слухи о том, что родные спецслужбы научились прослушивать популярные мессенджеры, стали слишком навязчивыми и переродились в уверенность. Хотя, это правда лишь отчасти.

Дешифровал направление Виктор Смирнов,
47news

Справка:

"Сигнал" разработали в некоммерческой организации Open Whisper Systems из Сан-Франциско. OWS представляет собой небольшую группу разработчиков, выступающих за свободный и бесплатный софт. В приложении используется разработанный OWS алгоритм сквозного шифрования "Signal Protocol". Алгоритм получил широкую известность и был реализован также в мессенджерах других разработчиков. К слову, в том же Вотсап.