В Петербурге процессуально вменили буквальную трактовку ненормативной лексики. Вроде забавно, а таксисту грозит ненормальный срок. А еще смущает скорость следствия.
По информации 47news, 18 января Всеволожский городской суд отправил под домашний арест 23-летнего водителя такси "Ситимобил" Джавлонбека Йулдашева. Следователь по особо важным делам СК Петербурга вменил ему покушение на иные действия сексуального характера с угрозой его применения к несовершеннолетнему — пункт "а" части 3 статьи 132 УК РФ. Возбужденная сторона просила полноценный арест, но суд не проникся.
Во всяком случае, текст в мотивировочной части судебного постановления звучит предостерегающе: "Неотложные следственные действия, направленные на осмотр изъятого автомобиля, а также жилого помещения, в котором проживает подозреваемый, в целях выявления и фиксации следов возможной причастности Йулдашева к половым преступлениям до настоящего времени не проводились".
47news собрал нетривиальные подробности.
14 января таксист принял интернет-заказ от одинадцатиклассника Невского района. Школьник просил доставить его во Всеволожск, но конечный пункт маршрута они с таксистом поняли по-разному. Время на часах – около 16. Водитель решил, что это торговый комплекс, школьник — что гаражи метрах в пятистах. Оба подтверждают: спорили.
"Я обращался к нему вежливо и уважительно, а он ругался матом и оскорблял меня…", - такую мысль в отношении друг друга высказали оба участника и очень похожими словами, объясняя причину начала ссоры. Но это будет чуть после, на очной ставке.
Еще немного, и спор о точке доставки пассажира увяз в темных лингвистических дебрях, а если по-русски, то в оскорблениях матом. Юноше показалось, будто таксист угрожающе приблизился к нему, начал искать нож под сиденьем и заблокировал двери. Йулдашев логично опроверг: при начале движения двери машины автоматически блокируются, это стандартная опция. И тут несомненен финал.
Подросток выскакивает из машины и направляется к гаражам, таксист тоже выскакивает якобы или с криком "Я тебя в рот …". Как бы этот описать… Если предельно формально, то высказал угрозу вступить в половой акт орально, да еще не на добровольных условиях. Если же по-уличному, то навряд ли есть взрослый россиянин, кто не слышал бы подобного. А многие так вообще на этом языке говорят.
Дальнейшие события развивались уже в кабинете следователя. Причем протокол устного заявления датируется 18 часами, того же 14 января. Подсчитаем: в 16:00 перепалка во Всеволожске, через два часа — регистрация в Петербурге. И причем не в полиции, как всегда, а там пока примут, пока материал проверки, а сразу в Главном следственном управлении. Дальше — еще стремительнее.
К 20 часам уже возбуждено уголовное дело по покушению на иные действия сексуального характера, во времени и пространстве нашли мигранта, привезли его в СК, допросили как подозреваемого. Допрашивался он, разумеется, с переводчиком. Во-первых, так положено, во-вторых, он реально худо говорит на языке Пушкина и Гоголя.
Йулдашев прост, он признает ту самую фразу, что и явилась поводом к возбуждению дела, но уверяет, что это просто от злости. Мол, подросток первый его оскорбил. Все же его задерживают и 16 января выходят в суд на арест.
Защитник пытается хоть что-то предпринять, пытается хоть как-то помочь и взывает к сбору характеризующих данных на Йулдашева. Ему уступают. Адвокату присылают положительные характеристики с места учебы и жительства в Узбекистане, но вы же понимаете.
Что до петербургской жизни, то мигрант в России с 2015 года. Работал от стройки до магазина везде официально, по патентам, в такси с лета 2020-го.
По поводу 17-летнего потерпевшего журналист не может распространяться из-за правил Роскомнадзора. 47news посмотрел, конечно, на его родителей. Ведь должна же быть причина такой неординарной наступательности. Журналист обнаружил типичную семью. Никаких богатств, влияний, могущественных одноклассников. Единственной подсказкой нам послужил комментарий на правах строжайшей конфиденциальности.
- Это не местная инициатива, указание прилетело из Москвы, узнаете, кого отец охраняет, - тогда все поймете, - проговорил источник и было ясно, что больше мы из него ничего не вытянем.
Напряглись. Отец носил погоны спецназовца. И что? Виноваты, дальше не продвинулись.
Тем временем, как уже в начале было сказано, 18 января суд его отправляет на домашний арест. Кстати, есть еще странность: место совершения преступления – Всеволожск, а расследует СК Петербурга.
Трудно не привести реакцию полицейских и следователей, с которыми поговорили журналисты 47news. После того, как мы обрисовали историю, ответы были примерно такие: "Этого не может быть, потому что не может быть". Если поподробнее, то так: "При сексуальных домогательствах покушение – это попытка, это всегда действия. Пытался снять штаны, залезть в штаны и так далее и тому подобное".
Действительно, уголовный кодекс четко трактует понятие "покушение" — это "умышленные действия (бездействие) лица, непосредственно направленные на совершение преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам".
Важно: следы насилия у школьника не зафиксированы.
Тем не менее, и сегодня, 27 января, помощник Всеволожского городского прокурора пытается опротестовать в Ленинградском областном суде постановление всеволожского судьи о домашнем аресте. Таксист представляется ему опасным для потерпевшего, а назначенная мера пресечения слишком мягкой, не соответствующей тяжести обвинения.
А статья предусматривает до 15 лет лишения.
Дальше же можно шутить, что если прецедент устоит в суде, то, например, любое предельно популярное и грубое высказывание по поводу чужой матери, можно будет расценивать как покушение на изнасилование.
Лев Годованник
для 47news