Под половину игроков морских портов региона превзошли самих себя в 2020 году. Шесть из них - региональные. Имена и объемы оценил 47news.
По информации 47news, в портах Петербурга и Ленобласти в 2020 году 16 компаний увеличили собственные достижения в грузообороте-2019.
В порту Усть-Луга:
- Усть-Лужское управление Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" с 0,7 до 1,1 млн тонн (+57%);
- "Новые коммунальные технологии" Ильи Трабера с 4,6 до 6,5 млн тонн (+41%);
- "Усть-Лужский контейнерный терминал" из Global Ports Сергея Шишкарева с 1,5 до 1,8 млн тонн (+26%);
- "Ростерминалуголь", управляемый "Уральской горно-металлургической компанией" Искандара Махмудова с 24,5 до 26,5 млн тонн (+8%);
- "Европейский серный терминал" Александра Жукова с 7 до 7,5 млн тонн (+8%).
Из 11-ти стивидоров усть-лужского порта в прошедшем году показатели выросли у пятерых. Из 102,4 млн тонн всего годового оборота порта на них приходится 42,3 млн тонн - 41%. За исключением "Европейского серного терминала", чья специфика - минеральные удобрения, успех связан с экспортом угля.
Единственный петербургский обладатель положительной динамики грузооборота усть-лужского порта - бизнесмен Илья Трабер, чьи "Новые коммунальные технологии" занимают чуть более 6% всего оборота этого крупнейшего российского порта Балтийского моря (6,5 из 102,4 млн тонн). Но доля местного бизнеса тут традиционно скромна - кроме НКТ, это лишь "Лесной терминал "Фактор", который связывают с предпринимателем Рамисом Дебердеевым, бизнес-партнером Трабера в других проектах. Их общий вес в продуктивности Усть-Луги скоро дотянет до 7%.
Местные и федеральные игроки порта Усть-Луга в 2020 году, инфографика 47news
В Большом порту Санкт-Петербург:
- "Интерферрум-Металл" Александра Соболева и Николая Неклюдова с 0,8 до 1,6 млн тонн (+101%);
- "Петербургский нефтяной терминал" Михаила Скигина и членов его семьи с 7,9 до 9,2 млн тонн (+17%);
- "Петролеспорт" из Global Ports Сергея Шишкарева с 6,1 до 7,1 млн тонн (+16%);
- "Нева-Металл" из группы "Северсталь" Алексея Мордашова с 3,1 до 3,3 млн тонн (+11%);
- "Морской порт Санкт-Петербург" "Первой портовой компании" Владимира Лисина с 6,7 до 7 млн тонн (+4%);
- "Терминал Святого Петра" Кирилла Крупника с 0,8 до 0,9 млн тонн (+4%);
- "Первый контейнерный терминал" из Global Ports Сергея Шишкарева с 8,5 до 8,8 млн тонн (+3%).
Из 19-ти стивидоров петербургского порта в прошедшем году свои индексы вырастили 9 (двух мы не включили в список из-за сравнительно низкого объема грузооборота - ниже 0,5 млн тонн). В процентном выражении на них приходится 63% - 38,3 из 60,2 млн тонн всего грузооборота порта за прошлый год.
Тут основные грузы фаворитов - нефтепродукты для "Интерферрум-Металла" и ПНТ, контейнеры для "Петролеспорта", "Первого контейнерного терминала" и металлы для "Невы-Металл" и "Морского порта СПб".
В миллионах тонн самыми весомыми среди лидеров петербургского порта выглядят нефтепродукты и грузы в контейнерах - 10,8 и 15,1 млн тонн. В масштабах порта это 18% и 57% соответственно.
Роль регионального бизнеса в петербургском порту существенно выше, чем в усть-лужском. Из 9 стивидоров, кому удалось в 2020 году повысить продуктивность, 4 имеют петербургские корни. Это "Интерферрум-Металл", ПНТ, "Терминал Святого Петра" и "Коммерческий центр, транспорт и лес" членов семьи петербургского бизнес-омбудсмена Александра Абросимова. У последнего 3% роста грузооборота, но в абсолютных цифрах он малозаметен на фоне соседей - менее 0,2 млн тонн.
Общий вес местных здесь вполне солиден - 19 из 60,2 млн тонн, то есть почти 32%.
Местные и федеральные игроки Большого порта Санкт-Петербург в 2020 году, инфографика 47news
В порту Высоцк:
- "Криогаз-Высоцк" из группы НОВАТЭК Леонида Михельсона с 0,4 до 0,5 млн тонн (+40%) в Высоцке;
- "Порт Высоцкий" Тамаза Цквитишвили с 6,3 до 6,8 млн тонн (+8%).
В высоцком порту всего 3 стивидора, 2 из которых зафиксировали уверенный рост. Их доля в грузообороте порта 39% - 7,3 из 18,6 млн тонн.
"Криогаз-Высоцк" в своем роде первопроходец - пока это единственная в регионе компания, которая производит и отправляет на экспорт сжиженный природный газ, она функционирует с 2019 года.
"Порт Высоцкий" специализируется на перевалке угля.
Высоцк - единственный в акватории порт, где наиболее мощный передовик - петербуржец. Это предприниматель Тамаз Цквитишвили, кого называют бенефициаром владеющей ООО "Порт Высоцкий" кипрской Sibenko Holding Limited. Его роль в грузообороте всего Высоцкого порта за 2020 год - 36% (6,8 из 18,6 млн тонн).
Местные и федеральные игроки порта Высоцк в 2020 году, инфографика 47news
Большинство самых успешных портовых грузчиков прошлого года - фигуры федерального масштаба. Это Сергей Шишкарев, Искандар Махмудов и Александр Жуков в Усть-Луге и тот же Сергей Шишкарев с Алексеем Мордашовым и Владимиром Лисиным в Петербурге.
Доля "Ростерминалугля" из УГМК Искандара Махмудова в грузообороте всех портов местной акватории - 11,5% (26,5 из 231,2 млн тонн).
Балтийские стивидоры "Первой портовой компании" Владимира Лисина обработали в прошлом году 20,2 млн тонн грузов - почти 9% всего морского экспорта портов региона.
Компании холдинга Global Ports Сергея Шишкарева - чей основной груз контейнеры - в местных портах Балтики перевалили в 2020 году 13,8 млн тонн грузов в контейнерах. Это 51% всего контейнерооборота нашей акватории и 6% его грузооборота в целом.
Доля "Европейского серного терминала" Александра Жукова (его называют тестем Романа Абрамовича) - 3% (7,5 млн тонн).
Роль "Невы-Металла" Алексея Мордашова в региональном морском экспорте всего 1,4%.
Доля самых успешных федеральных стивидоров 2020 года в морской перевалке грузов региональных портов Балтики, инфографика 47news
Между тем, самые яркие достижения у игроков Петербурга и Ленобласти. Их меньше, они проигрывают в масштабе, но опережают в динамике.
Добавим, что успех в 2020 году получили компании, которые переваливали, прежде всего, нефтепродукты, уголь и контейнеры. Сегодня доля этих грузов в суммарном обороте местных портов Балтийского моря составляет 30,5%, 19,5% и 11,6% соответственно.
Лев Годованник,
47news