Суды рекордно снизили требования "Атомфлота" по искам к Балтийскому заводу при строительстве новейших ледоколов. Пятилетнее опоздание в нацпроекте никого не смущает.
Последнее из трех судебных решений в кампании ФГУП "Атомфлот" (входит в госкорпорацию "Росатом") против АО "Балтийский завод" (входит в "Объединенную судостроительную корпорацию") опубликовано вечером 23 декабря. Арбитражный суд Москвы отказал "Атомфлоту" в самой сочной претензии — во взыскании 733 млн рублей.
С калькуляцией 1 млн рублей за день просрочки крупнейший атомный морской концерн страны пытался наказать "Балтийский завод" за опоздание в предоставлении копий подрядных договоров и спецификаций к ним по контрактам строительства двух первых ледоколов серии 22220 — "Арктики" и "Сибири". Отказ в удовлетворении иска судья мотивировал с небывалой для юридического делопроизводства откровенностью, фактически прямым текстом назвав "Атомфлот" недобросовестным, а условия контрактов на строительство самых мощных ледоколов в мире — несправедливыми:
"Всю информацию Государственный заказчик получал заблаговременно и достоверно, знал о всех условиях заключаемых договоров путем участия в закупочных комиссиях.
Факт наличия несправедливого условия в договоре указывает на недобросовестное поведение сильной стороны… Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Применяя к слабой стороне такое условие договора, сильная сторона злоупотребляет своим правом…", — написано в мотивировочной части решения.
В период с 8 июня по 10 августа Арбитражный суд Москвы принял три исковых заявления ФГУП "Атомфлот" к Балтийскому заводу общей суммой примерно на 1 млрд рублей. На стадии первой инстанции все суды проиграны. Происходит это на фоне стратегической установки Кремля об освоении Северного морского пути. Сайт Министерства развития Дальнего Востока и Арктики озаглавлен фразой президента: "Подъем Дальнего Востока — это наш национальный приоритет на весь XXI век". Но "Атомфлот" бомбит Балтийский завод — производителя ледоколов серии 22220 — заведомо бесперспективными исками. Два процесса, где вместо 139 и 94 млн рублей суды присудили "Атомфлоту" по 100 тысяч, наглядное тому подтверждение.
Темой первого процесса стали подрядчики, которых Балтийский завод нашел при строительстве "Арктики" и "Сибири" (головной и первый ледоколы серии 22220 соответственно). Копии договоров с ними следовало представить "Атомфлоту" к 3 февраля 2017 года один и к 21 апреля — другой. Но документы попали в "Атомфлот" на 139 дней позже, если суммировать обе просрочки. Заказчик суров: миллион за день. Так получился первый иск на 139 млн рублей.
Судья Арбитражного суда Москвы юридически-корректно покрутил пальцем у виска.
"Снижение размера договорной неустойки […] допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды…", — написано в мотивировочной части опубликованного 4 декабря решения.
Суд снизил претензии "Атомфлота" почти в полторы тысячи раз и взыскал с Балтийского завода 100 000 рублей.
На 94 млн рублей "Атомфлоту" не понравилось, что Балтийский завод не своевременно согласовал с ним проведение закупочных процедур при изготовлении тех же "Арктики" и "Сибири". Наказание такое же: миллион за каждый день просрочки.
Это дело рассматривал третий судья, порекомендовав атомному гиганту вести себя скромнее:
"Суд считает, что заявленный размер неустойки несоразмерен последствиям нарушения обязательств, а также, что неустойка носит компенсационный, а не карательный характер, и она не может служить источником обогащения лица, требующего ее уплаты, а должна быть адекватной и соизмеримой с нарушенным интересом…", — указано в решении первой инстанции.
Суд вновь заставил "Атомфлот" снизить аппетиты почти в 1000 раз и взыскал с завода 100 000 рублей. Решение опубликовано 26 октября, 22 декабря оно вступило в законную силу.
"Арктика" заложена в ноябре 2013 года, в июне 2016-го спущена на воду, а введена в эксплуатацию должна была в 2017 году. Фактически это случилось 21 октября в Мурманске в присутствии премьер-министра Мишустина. Таким образом, просрочка при строительстве флагмана серии 22220 составила три года.
Ледокол "Сибирь" заложен в мае 2015 года и в сентябре 2017-го спущен на воду. Сроком его сдачи называется 2021 год, и деловые СМИ называют этот срок "сдвигом на два года".
Суммарная просрочка сдачи обоих ледоколов может составить 5 лет, но "Атомфлот" почему-то не требует за это от Балтийского завода 1,8 млрд рублей в соответствии с любимой им калькуляцией "миллион за день просрочки". Претензии сводятся к не вовремя согласованной бумаге и несвоевременно представленным копиям договоров.
Предложение о комментарии Балтийский завод и "Атомфлот" оставили без ответа.
Лев Годованник
для 47news
Справка:
Непубличное акционерное общество "Балтийский завод", по данным системы "СПАРК-Интерфакс", на 97,79% принадлежит государственной "Объединенной судостроительной корпорации".
Основная продукция предприятия сегодня — атомные ледоколы серии 22220, предназначенные для организации круглогодичного грузового транзита по Северному морскому пути. Завод строит их в рамках контракта с подконтрольным "Росатому" ФГУП "Атомфлот".
Головной ледокол "Арктика" был в этом октябре передан "Атомфлоту", после чего сразу отправился осваивать СМП. Ледоколы "Сибирь" и "Урал" уже спущены на воду, но пока не достроены. Ледокол "Якутия" заложен 26 мая 2020 года, пятый ледокол серии 22220 "Чукотка" обещают заложить 18 декабря.
В ноябре "Балтийский завод" сдал "Росморпорту" один из самых мощных дизель-электрических ледоколов в мире "Виктор Черномырдин" (серия 22600).