Суд разрешил лидеру алкогольного ритейла не прятаться в городе рыцарей на историческом фасаде. А в комитете по культуре настроены дать отпор литерам "К&Б" напротив Круглой башни.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти 23 ноября зарегистрировал апелляционную жалобу областного комитета по культуре на решение, позволяющее алкомаркету "Красное и Белое" в центре Выборга иметь вывеску в фирменных цветах.

В самом рыцарском городе России три магазина сети "КиБ", а судебная тяжба касается того, что на первом этаже дома №20 по улице Красноармейской. Наискосок Рыночная площадь, а двери вино-водочного ритейла открываются на каменную артиллерийскую Круглую башню — один из символов Выборга, известный как "Толстая Катерина". Впрочем, в ней ресторан, и там тоже выпивают да закусывают.

printscreen сервиса Google Maps

Маркет "Красное и Белое" на Красноармейской существует не один год, но в начале лета компания "Альфа-М" обратилась в комитет по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации Выборгского района. Именно эта столичная фирма является правообладателем товарного знака "Красное&Белое" и имеет лицензию на торговлю алкоголем в магазинах сети. Компания хотела согласовать консольную и настенную вывеску для магазина, но комитет отказал. В результате "Альфа-М" обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти. А в конце октября Фемида взяла и установила, что законные права и интересы москвичей действительно нарушены, а следовательно отказ выборгского комитета незаконен.

47news спросил у председателя комитета по культуре Ленобласти Владимира Цоя, для которого Выборг является родным, о согласовании вывески "К&Б" напротив Круглой башни. Он сообщил, что в подобных вопросах комитет действует исключительно по 73 ФЗ "Об объектах культурного наследия народов России", а в нём чётко написано, что на ОКН вообще никаких элементов, кроме информационных табличек, быть не может. Остальные навесные конструкции искажают облик объекта.

Вместе с тем Арбитраж, вынося решение в пользу алкомаркета, исходил из того, что дом на Красноармейской не числится в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов РФ). Хотя территориально здание расположено в 1-й зоне Выборга, то есть в зоне исторического поселения, границы которого пять лет назад были определены приказом Минкульта.

Владимир Цой удивился тому, что в решении суда дом на Красноармейской оказался без охранного статуса.

- Это же бывшая гауптвахта, здание должно быть ОКН, - был категоричен чиновник, который сам проводит экскурсии по Выборгскому замку, и пообещал 47news поднять историю строения напротив Круглой башни.

Оказалась, что поданная комитетом апелляция как раз и касается не совсем верных выводов арбитражного суда. Глава комитета бил фактами.

- Извините, что казённо, но зато точно. Здание по улице Красноармейская, дом 20, является выявленным объектом культурного наследия. Включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия приказом комитета от 1 декабря 2015 года 01-03/15-63. Требованиями пункта 1 статьи 47.3 федерального закона от 25 июня 2002 73-ФЗ установлен запрет на проведение работ, изменяющих облик выявленного объекта культурного наследия, - сообщил 47news Цой.

47news спросил и саму сеть "Красное и Белое" о ситуации с вывеской в Выборге, а также поинтересовался не было ли подобных тяжб с Петербургом, где и магазинов побольше, и исторический центр покрупнее. На момент выхода материала ответа получить не удалось. Застать председателя выборгского КУМИГ Сергея Колмака 47news не случилось. 

Александр Калинин,
47news

Компания "Альфа-М" была зарегистрирована шесть лет назад, и именно её интеллектуальной собственностью являются различные модификации товарных знаков "Красное и Белое". До лета 2019 года её единственным владельцем был бизнесмен из Челябинска Сергей Студенников, который и основал сеть алкомаркетов, накрывшую страну. Согласно данным "СПАРК Интерфакс", с июня 2020 года "Альфа-М" на 100% принадлежит кипрской "Меркурий ритейл групп лимитед".

В январе 2019 года было объявлено о слиянии "Красного и Белого" с сетями "Бристоль" и "Дикси" миллиардеров Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Как писал Forbes, кипрская "Меркурий ритейл групп лимитед" и является объединённой компанией, в которой Студенникову принадлежит 49%, а Кесаеву и Кациеву — 51%.