Подконтрольный "Транснефти" "Приморский торговый порт" проиграл очередной раунд борьбы с областным УФАС. 220 млн рублей штрафа подтвердил арбитраж.

Как стало известно 47news 17 ноября Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти отказал ООО "Приморский торговый порт", что входит в бизнес-конструкцию "Транснефти" Николая Токарева, в требовании отменить штраф в 220 млн рублей, взысканный с него Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ленобласти в июле. В требовании отменить 50 тысяч рублей штрафа генеральному директору ООО Сергею Волынцу тоже отказано. 

Это второй крупный штраф, которым областное УФАС наказало ПТП за нарушение антимонопольного законодательства при организации буксировки танкеров в приморском порту. Первый штраф поступил на счет УФАС 3 сентября - 185 млн рублей. В попытках отменить его компания дошла до Верховного суда РФ, но тот принял сторону УФАС.

Оба штрафа связаны со спором из-за применения Приморским торговым портом "Руководства по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом ООО "ПТП" в старой редакции - процессы начаты в 2019 году. В целом конфликт между ПТП и областным УФАС включает в себя восемь процессов, основной из которых касается штрафа в 220 млн рублей, наложенного ведомством на компанию за нарушение антимонопольного законодательства. Именно этот процесс ПТП проиграл 17 ноября в первой инстанции. В шести случаях ПТП проиграл, но в большинстве из судебных процессов не поставлена точка - они находятся на разных стадиях, включая Верховный суд.

Суть конфликта в том, что по мнению антимонопольного ведомства, с помощью "Руководства по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом ООО "ПТП" создало такие условия, при которых буксирные услуги в порту Приморск могут оказывать только ООО "Союзпорт Флот" или ООО "Транснефть-Сервис", связанные с самим ПТП. Инициатором противостояния является АО "Роснефтефлот" (входит в структуру "Роснефти" Игоря Сечина), также претендующее на предоставление буксирных услуг. Особенность конфликта в том, что ООО "ПТП" является единственным оператором порта Приморск - вот почему в конфликте участвует ФАС. Оборот рынка буксирных услуг в приморском порту оценивается примерно в 8 млн евро в год.

22 июля областное УФАС сообщило о новом штрафе в 220 млн рублей за повторное нарушение антимонопольного законодательства - ПТП выпустил вторую версию Руководства, что привело к новой жалобе "Роснефтефлота".

В первых числах августа сразу два решения арбитражного суда в конфликте между ООО "Приморский торговый порт" и областным УФАС вступили в законную силу. Один процесс выиграл ПТП, другой - ФАС.

Генеральный директор Приморского торгового порта Сергей Волынец должен отменить утвержденное им "Руководство по обработке судов на морском терминале, эксплуатируемом ООО "ПТП" или исключить из него пункты, которые обязывают оказывающие буксирные услуги компании, не связанные с ПТП, исполнять Руководство. Такое решение Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти 4 августа вступило в законную силу.

Но областное Управление ФАС не имеет оснований привлекать ПТП к административной ответственности за навязывание буксирных услуг владельцам приходящих в приморский порт судов с помощью применения Руководства. Это решение первой инстанции вступило в законную силу 5 августа.

ООО "Приморский торговый порт" полностью принадлежит ПАО "Новороссийский морской торговый порт", основным владельцем которого "СПАРК-Интерфакс" называет "Транснефть" и подконтрольные ей структуры. 20% акций НМТП записаны на Росимущество. Уставный капитал ПТП составляет 3 млн рублей. ПТП является единственным оператором морского порта Приморск, который в первом полугодии 2020 года показал грузооборот в 29,5 млн тонн (20,3 млн тонн - перевалка нефти и 9,2 млн тонн - нефтепродуктов). Доля приморского порта в грузообороте всех российских портов Балтийского моря (127,9 млн тонн) составила в первом полугодии 23%.