Росморпорт планирует увеличить ставку инвестсбора в полтора раза против официально опубликованной. 47news прочитал записку не для всех.
По информации 47news, проект приказа Минтранса об утверждении ставок нового инвестиционного портового сбора (ИПС), который планируется ввести в 13-ти российских портах с 2021 года, был предан огласке не в полной мере. Официальный regulation.gov.ru тоже слукавил, опубликовав в разы сокращенную пояснительную записку. Сложилось впечатление, будто Федеральная антимонопольная служба не позволит Росморпорту собирать в 2021 году с владельцев заходящих в нашу акваторию грузовых судов больше, чем по 12 рублей и 31 копейке за регистровую тонну (единица объема грузового пространства судна, соответствует 2,83 куб. метра). Это маленькая часть правды. Аппетиты Росморпорта масштабнее.
Подготовленную ФАС пояснительную записку к проекту приказа на 26 страницах стоит прочитать целиком - это позволит увидеть цифры, которые не афишировались. Например, теперь мы знаем, что Росморпорт намерен собрать в 2020 году за судозаходы в порты Петербурга, Высоцка, Приморска и Усть-Луги почти 7,5 млрд рублей - заметим, это 2020 год, нового инвестсбора пока нет. План основан на статистике уже полученных сборов за 9 месяцев:
- Большой порт Санкт-Петербург — 1,7 млрд руб.
- Приморск — 0,9 млрд руб.
- Высоцк — 0,5 млрд руб.
- Усть-Луга — 2,6 млрд руб.
В 2021 году по ставке 12,31 рубля за регистровую тонну собираемые в год 7,5 млрд рублей увеличиваются до 9,3 млрд в год - столько Росморпорт ждет после введения инвестсбора с четырех балтийских портов. Напомним, известие о возможном увеличении сборов неприятно удивило судовладельцев - президент Национальной ассоциации морских агентов Александр Виноградов в интервью 47news усомнился даже, не ошиблись ли случаем в расположении запятой, когда писали тариф. Из пояснительной записки становится понятно: не ошиблись.
В документе написано, что в 2022 году ИПС планируется повысить до 15,2 рубля за регистровую тонну, а в 2023-м - до 17,32. Соответственно, через год Росморпорт ждет от Балтики 2,3 дополнительных млрд рублей, через два года — 2,6 млрд. Тогда доход морского ведомства Минтранса от балтийских портов составит 10,1 млрд рублей в год - сегодня это примерно 133 млн долларов, почти по 0,4 млн долларов в сутки.
Полученные от инвестсбора деньги можно вкладывать только в стройки, попавшие в национальный проект "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года" (КПМИ).
Сегодня в КПМИ входят девять федеральных проектов, вторым номером среди которых идет проект "Морские порты России". Из 44-х его участников, шесть - компании, строящие терминалы на российском побережье Балтийского моря: "Еврохим Терминал Усть-Луга", "Балтийский балкерный терминал", "Ультрамар" и "Новотранс Актив" в Усть-Луге; "Газпром инвест" в Высоцке и "Балтийская стивидорная компания" в Калининграде.
О значимости этого момента свидетельствуют сведения, полученные коллегами из "Ъ" от источников в Минтрансе. По их мнению, одной из причин увольнения 9 ноября с поста министра Евгения Дитриха стало неполноценное выполнение мероприятий КПМИ.
Напомним, планы Росморпорта инвестировать за счет нового сбора в инфраструктуру строящихся на балтийском побережье морских терминалов до 2023 года:
- 7,4 млрд рублей для строящего перегрузочный комплекс "Новотранса" Константина Гончарова;
- 1 млрд рублей для строящего терминал по перевалке минеральных удобрений ООО "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича;
- 0,5 млрд рублей для терминала по перевалке минеральных удобрений, который собирается построить "Еврохим" Андрея Мельниченко.
Этот список можно дополнить новостью. 11 ноября замминистра транспорта Юрий Цветков рассказал на круглом столе "Системные проблемы морского и речного транспорта через призму COVID-19" про обновление транспортного раздела КПМИ. Из слов замминистра следует, что в КПМИ включен новый проект - строительство универсального перегрузочного комплекса в порту Приморск. Этим занимается ООО "Приморский УПК", самый крупный совладелец которого (28,5%) влиятельный бизнесмен Илья Трабер. Компания планирует построить комплекс с грузооборотом до 70 млн тонн в год. Это больше всего нынешнего грузооборота приморского порта и почти 30% суммарного грузооборота всех портов Балтийского моря в 2019 году.
Конкретная сумма, которую Росморпорт собирается вложить в инфраструктуру приморского терминала, пока неизвестна. В "Приморском УПК" государственное участие вообще отрицают:
"Наш проект действительно фигурирует в списке рекомендуемых к включению в КПМИ, но окончательно решение не принято. Относительно финансирования: проект не предполагает финансирования ни за счет средств бюджета, ни за счет средств инвестиционного сбора ФГУП "Росморпорт". Подтверждение собственного финансирования являлось одним из условий включения в КПМИ…", - ответил автору заместитель генерального директора "Приморского УПК" Денис Завьялов.
Но уже сейчас понятно: из 18,6 млрд рублей, которые в соответствии с проектом приказа Минтранса должен принести в 2021-2023 годах новый инвестсбор, более половины Росморпорт вложит в порты 47 региона.
Лев Годованник для 47news