ФАС ограничила Минтранс, обложивший судовладельцев новым сбором. Для Балтики это плюс 5 млрд в год, способных развернуть морскую логистику во вредную Кремлю сторону.

По информации 47news, 3 ноября Федеральная антимонопольная служба РФ опубликовала проект приказа об утверждении ставок нового инвестиционного сбора с владельцев судов, заходящих в российские порты. Сбор начнут взимать в 2021 году, в течение которого он не должен превышать 12 рублей и 31 копейку за единицу валовой вместимости судна.

Правила инвестсбора утверждены правительством весной 2019 года. В августе 2020 года Минюст зарегистрировал список из 13-ти портов, на которые распространяется сбор. В нашем регионе это Большой порт Санкт-Петербург, порты Высоцк, Приморск и Усть-Луга.

Сайт "Судозаходы в порты РФ" зафиксировал в 2019 году более 13 тысяч судозаходов в эти порты. Участники рынка говорят, что только один обходится владельцу до 30 тысяч долларов. Суда очень разные, поэтому разумно говорить про примерно 15 млрд рублей, которые Росморпорт получил в прошлом году в Балтике. К этому и предполагается добавить инвестиционный сбор.

ФАС цепляет его к валовой вместимости судна, которая измеряется в регистровых тоннах (gross registered tonnage, GT). Это единица объема грузового пространства судна - 1 GT соответствует 2,83 куб метра. По данным Росморпорта, средний портовый сбор в нашем регионе составляет около 16 рублей за 1 GT, плюс оплата ледокольных проводок. Предложенный антимонопольным ведомством порог в 12,31 рубля за 1 GT фактически позволяет увеличить сбор с судовладельцев в полтора раза. 15 млрд рублей в год вырастают до 22 млрд.

Деловые СМИ со ссылкой на Минтранс прогнозируют суммарный годовой доход Росморпорта от нового сбора по всей стране в 5-8 млрд рублей. Но это выглядит как мягкий прогноз.

Полученные от инвестсбора деньги можно вкладывать только в стройки, попавшие в национальный проект "Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года" (КПМИ).

Сегодня в КПМИ входят девять федеральных проектов, вторым номером среди которых идет проект "Морские порты России". Из 44-х его участников, шесть - компании, строящие терминалы на российском побережье Балтийского моря: "Еврохим Терминал Усть-Луга", "Балтийский балкерный терминал", "Ультрамар" и "Новотранс Актив" в Усть-Луге; "Газпром инвест" в Высоцке и "Балтийская стивидорная компания" в Калининграде.

Сообщалось о планах включения в КПМИ проектов ООО "Приморский УПК" в порту Приморск и ООО "Технотранс" в порту Высоцк.

Минтранс предложил весьма необычную конструкцию. Москва взяла на себя обязательства по строительству инфраструктуры для крупных инвестиционных проектов в сфере морской перевалки грузов. Цель - декларированная Кремлем политика переноса всего российского морского экспорта из европейских портов в российские. Чтобы выполнить обязательства, Минтранс придумал новый сбор с судовладельцев, из-за чего те вполне могут решить вернуться обратно в порты Европы.

"Это очень неожиданно. О какой привлекательности морских портов России стоит говорить? Рабочая группа механизма "регуляторной гильотины" по водному транспорту весной рассматривала необходимость и правомерность инвестиционного сбора в морских портах и рекомендовала правительству не вводить его. Совершенно непонятно, основываясь на каких расчетах, ФАС опубликовала проект предельно высоких ставок сбора. В петербургском порту линейные контейнеровозы платят по 14,5 рублей за регистровую тонну, когда нет ледовых проводок. ФАС, видимо, считает в порядке вещей увеличить расценки почти в 2 раза. Где экономическая обоснованность? Может, не там поставили запятую? Портовые сборы - сборы за оказание услуг. Инвестсбор - сбор за услуги, которые, может быть, потом будут кому-то оказаны. За что судовладелец должен платить? Те, кто заходит сюда редко, постарается перенаправить грузы в более дешевые порты сопредельных государств. Участники контейнерных линий, конечно, никуда не денутся, будут ходить по расписанию, но увеличат ставку фрахта за провоз контейнера, в которых привозят товары народного потребления - они-то и подорожают. Инвестиционный сбор придется платить конечным потребителям. Это будет очередной толчок к инфляции…", - считает президент Национальной ассоциации морских агентов Александр Виноградов

По-журналистски любопытно, куда именно Росморпорт собирается вкладывать будущие миллиарды. От него ответ на редакционный запрос к моменту выхода статьи мы не получили, однако, источник из Минтранса показал автору статьи Справку об установлении и применении инвестиционного портового сбора, подготовленную Росморпортом некоторое время назад. Из документа видно, что реальные вложения в инфраструктуру предполагаются лишь для 3-х проектов в Усть-Луге:

- 7,4 млрд рублей для строящего перегрузочный комплекс "Новотранса" Константина Гончарова;

- 1 млрд рублей для строящего терминал по перевалке минеральных удобрений ООО "Ультрамар" Андрея Бонч-Бруевича;

- 0,5 млрд рублей для терминала по перевалке минеральных удобрений, который собирается построить "Еврохим" Андрея Мельниченко.

В 2021 году из перечисленных планируются вложения только в стройку "Ультрамара" в размере 0,34 млрд. А все почти 9 млрд предполагается потратить в Усть-Луге до конца 2024 года.

В целом в ближайшие 4 года Росморпорт планирует извлечь с рынка и вложить в портовую инфраструктуру 19,6 млрд рублей, почти половина из которых в нашем регионе. Новотрансовские 7,4 млрд составляют почти 40% этой суммы и больше 80% средств, предназначенных для балтийских портов. Вообще, складывается впечатление, будто Минтранс придумал инвестсбор, прежде всего, чтобы помочь Константину Гончарову построить перевалочный комплекс.

Ни в одной из перечисленных компаний-счастливчиков оказались не готовы к диалогу о будущем инвестсбора, а в самом счастливом счастливчике "Новотрансе" конкретизировали: "Не комментируем".

Такой позиции придерживаются все участники рынка, до кого 47news удалось дозвониться. Мотивация проста: вы не найдёте камикадзе, кто публично противопоставит себя Минтрансу. Мы все от него зависим, от Росморпорта в особенности. В оценке перспектив все тоже единодушны: кто заходит в наши порты редко, постарается не заходить никогда, остальные повысят расценки на перевозку грузов.

Лев Годованник для 47news