"Ребенка будто подменили", - рассказал отец 47news. Мы встретились с возвращенным. Его 10 лет назад мать увезла к идолу.
Моему собеседнику 19 лет. Даниял Шапиев 10 лет прожил в "Городе Солнца". Топоним Красноярского края уже вмонтирован в уголовное дело о создании "Церкви последнего завета" - религиозной общины. Его лидера Виссариона - в миру Сергея Торопа - арестовали в сентябре. Сам Тороп называет себя мессией и настаивает, что его появление - второе пришествие Иисуса Христа.
Последние два года юноша живет в Петербурге.
- Отец на днях говорит: посмотри новости, там про вашу секту. Я вбил в поисковик - опа-на! Читаю, читаю - над домом Виссариона высаживались два вертолета и колонна техники — чуть ли не 50 машин. Как будто там ваххабиты. Что они хотели увидеть? Будто по ним там огонь начнут открывать. Друзья, которые там остались, вспоминали: "Прилетели со всем парадом, улетели фактически ни с чем", - говорит он, добавляя, - для отца наша жизнь там как минимум непонятна.
Он родился в Петербурге, но рос за 5000 километров, на берегу озера Тиберкуль под Красноярском. Его отец рассказал, что в 2009 году его жена, а ей тогда было 26, — собрала старшего Данияла, его сестру, да брата и поставила перед фактом: уезжаем в "Город Солнца". Тесть Шапи Николай Онищенко под Красноярском вообще с 1996-го. В Петербурге он был членом союза художников, а в "Городе Солнца" стал автором идолов.
- Тесть все уговаривал мою жену переехать. Конечно, я с ним тогда говорил, мол, отстань. В 2008-м супруга все-таки съездила на лето. Тогда и стало понятно, что она очень изменилась. Когда сын пошел во второй класс, она заявила, что уезжает в тайгу. Позже туда же уехала ее родная сестра, тоже художница, - вспоминает Шапи Шапиев. - До этого жена в церковь вообще не ходила, да и сам я не религиозен.
- Как забирались в глушь?
- Пару чемоданов погрузили в поезд — мама опасалась лететь самолетом. И все. Там мама познакомилась с другим мужчиной, переехали к нему.
- Как устроена жизнь в "Городе Солнца"?
- Каждая семья должна была на земле что-то вырастить, и сама себя прокормить. Сажали в основном морковь, свеклу, капусту, кабачки, тыкву. В теплицах помидоры, огурцы, по весне зелень какая-то, редис. В утепленных парниках выращивали виноград. Злаками не занимались — местность там гористая, а почва не особо плодородная. Так что крупы, муку и сахар покупали. Почти все держали домашнюю куру, чтобы яйца получать, пили козье молоко, из него же делали кефир, сметану. Мясо и рыбу не ели.
У нас, например, как у многодетных, было соток 25. Вообще, были определенные правила, и это хорошо. Сигареты и алкоголь запрещены, бросать мусор — тоже. Нет битых стекол, пакетов, такой чистоты я больше нигде не видел. В самом поселке живет человек 350, все друг друга знают. Следовательно, нет воровства. Детей отпускали гулять чуть ли не до ночи. Предупреждали только, чтобы не ходили в лес. Оружия не держали — диких зверей рядом немного. Приходил медведь есть тыкву, его отвадили.
В общем, жили как жили, оторванными от мира себя не считали. Если на религиозные вопросы не обращать внимания, то сам быт людям нравился.
Принципы "Города Солнца" подробно описаны в СМИ. В частности, отмечается, что сама религия — смесь догм христианства, индуизма и иудаизма. Отсчет вели от 1960 года, а именно со дня зачатия учителя Торопа-Виссариона. Красные дни: 14 января, собственно день рождения учителя, - официально назывался День Земли, и 18 августа — дата совпадает с годовщиной путча в Москве, но в общине называлась Днем падения царства силы и добрых плодов.
- Службы проходили каждый день. Это называлось утренний круг. Их посещать никого не принуждали, но ходили все. По сути, за новой верой люди же и приезжали. Утром собирались в центре поселка у алтаря с ангелом, все в белых хитонах или хотя бы в светлой одежде, на головах белые шапки. Пели там псалмы, молились. Начинаешь задумываться о себе, о поступках, о чем-то более правильном.
Потом в течение дня три раза звонят в колокола: в 11, в обед и, кажется, в пять. В этот момент все останавливаются на пару минут, отвлекаются от своих дел, молятся и расходятся по делам. На большие праздники приезжали люди со всей общины. Максимально при мне было пять тысяч человек. Тогда устраивали что-то вроде крестного хода — бесконечная толпа шла по 14-ти лучам-линиям в долину, куда выходил Виссарион.
- Он жил в отдельном доме на возвышении. К нам не спускался. Для меня и сверстников он не мессия, скорее человек, который может научить, помочь не наделать каких-то ошибок.
- Школа как-то отличалась от того, что застали в Петербурге?
- Предметы вроде те же. В день по пять-шесть уроков, русский язык, математика, литература — два раза в неделю. Дополнительно занимались дзюдо, учили каким-то базовым приемам. Футбол, баскетбол тоже были, бегали много. Домой, в общем, приходишь выжатый, как лимон.
- Что с медициной?
- Врачи — тоже жители общины. Если что-то серьезное, отправляли в соседнее Курагино. Роды в основном принимаются на дому. Про коронавирус там не слышали.
- Понимали, на что живет поселок? Как добывались деньги?
- Там тратить их особо не на что, только в соседних деревнях. Деньги нужны на строительные материалы, и чтобы машину заправить. Раз в год группа людей на месяц уезжала на заработки в соседние деревни и города. Насколько знаю, с соседних деревень была десятина. Часть денег шла на общее обустройство в деревнях, еще часть — на обустройство поселка. В том числе на строительство дорог.
По словам же отца собеседника, в "Городе Солнца" нет случайных людей.
- Там держат только тех, от кого можно получить пользу. Ремесленники делают холодное оружие, сувениры, мебель, которые потом продаются. Моя бывшая жена, например, замужем за звонарем. А тесть пишет картины. Они подписываются чужим именем, затем тоже сбываются. Он за них ни копейки не получает, - говорит Шапи Шапиев.
Он дважды приезжал в общину повидаться с сыном. В 2010-м прорывался с журналистами. Тогда сам Шапи и девятилетний Даниял попали в объектив НТВ.
Шапи и 9-летний Даниял, printscreen видео НТВ
- Жили беспорядочно друг с другом. В библиотеках на полках только книги Виссариона, нормальных учебников нет. Сын рассказывал, что была распространена практика литургий и "слияний" - взрослые мыли ноги учителю Виссариону и той же водой поливали детей.
Жена Шапи с детьми уезжала из двух комнат в коммуналке на Петроградской. В 2013 году ее мать пропадет без вести.
- Она говорила - нам ничего не надо, грядет 12 декабря 2012 года, конец света. Позже выяснилось, что оформлена генеральная доверенность на юриста "Церкви последнего завета". По какой схеме распоряжались квартирами, я не знаю, но то, что увели недвижимость, — факт, - говорит Шапи.
Установить связь со старшим сыном удалось к 2018 году. Тогда по геометкам на странице в соцсетях Шапиев понял, что Даниял довольно долго живет в Красноярске. Тут же покупаются билеты до столицы края. В аэропорту встречала полиция.
- Вместе с сотрудниками колесили по улицам, пересаживались с одной машины на другую. Как понял, заметали следы. Проверили несколько адресов, в итоге в одной из квартир нашли сына. Выяснилось, что он чуть ли не с 15 лет работал в покрасочной камере. Еле увез, - описывает ту сцену Шапи.
К слову, отцу Данияла – 63 года. Он хирург. Но практику пришлось прервать, чтобы оберегать сына.
- Того Данияла нет, как будто напрочь поменяли. Целыми днями спит, учиться или работать не идет, ни с кем не знакомится. Нет такого места, куда бы мы не ходили: музеи, театры, выставки. С репетиторами договариваюсь, чтобы получил образование старших классов. Но у него к этому пока мало интереса. Этот город как будто стал для него чужим. Все рвется съездить к матери, брату и сестре. Если снова там окажется, оттуда его будет уже не вытащить. Слишком сильная там власть. Что согласился встретиться с вами — чудо.
Андрей Карлов,
47news
Об учении:
Виссарионом называет себя Сергей Тороп, родился в 1961 году, работал участковым милиционером. "Церковь последнего завета" — официально зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ, количество ее последователей по всему миру достигает десяти тысяч человек, половина из них проживает в Красноярском крае. Подразделения работают за его пределами, в том числе в Петербурге. Адептам Виссариона нельзя курить, пить и обмениваться деньгами, необходимо принять простую жизнь в деревянной хижине.
Главу общины Сергея Торопа задержали в поселении "Город Солнца" в Курагинском районе Красноярского края 22 сентября 2020-го. Вместе с ним пленили двух руководителей общины: Вадима Редькина и Владимира Ведерникова.
Их обвиняют в создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием, в частности - психологическим.