В Бокситогорске обвинят бухгалтера в присвоении огромной суммы. Сегодня она заговорила публично: следствие не слышит, как ей приказывали из "Водоканала".
Эта история о деле инженера коммерческого отдела городского МУП "Водоканал" Ольги Кузьминой. Ей вменяют "Присвоение или растрату", а речь о 24 миллионах, испарившихся со счетов ООО "Лесинвестстрой" и 600 тысяч ООО "Универсал". О пропаже в августе заявили руководители фирм. Для 15-тысячного Бокситогорска, где основные работодатели — госпредприятия, сумма космическая. Обвиняемая побывала взаперти, сегодня ограничена в звонках, но вину не признает.
- Как впечатления от изолятора? - спросил 47news.
- Провела там пять дней. Сначала посадили в камеру с двумя подозреваемыми в убийстве мужей. К вечеру у них закончились 10 суток в ИВС, а меня перевели в камеру поменьше, на две кровати. Позже женщину подселили из Боровичей, она что-то украла. Она говорила, что для нее это уже вторая или третья ходка. Когда задержали второй раз, уже по "Универсалу", сидела одна, - описала Кузьмина.
Собеседнице 36 лет. По первому образованию — педагог, но так вышло, что всю сознательную жизнь работает с деньгами. Специальность бухгалтера получила на профильных курсах. В трудовой книжке записи оператором на почте, бухгалтером центра соцобслуживания. В бокситогорском "Водоканале" с 2016 года. Воспитывает двухлетних близнецов, старший сын - совершеннолетний, живет в Перми. Муж Ольги Максим устроен тренером по гандболу в спортивной школе, успевает на двух работах. У семьи две машины: 12-летний "Форд Фьюжн", кредитный внедорожник "Форд Эксплорер", а также трехкомнатная квартира в Бокситогорске и деревянная дача - 10 минут езды от города.
- 6 августа собиралась на работу, стук в дверь — шестеро сотрудников и двое понятых. Забрали ноутбук мужа, два планшета, мой телефон. Удивило, как аккуратно походили, посветили фонариком. Мне казалось, что, когда идешь искать 24 миллиона, нужно ломать половицы, переворачивать мебель. Но ничего не отодвигалось, не разбиралось, вежливо все, - вспомнила она.
- Причем содержимое гаджетов и переписку до сих пор не изучили. Ольгу еще не признали виновной, но уже арестовали обе машины и прицеп, запретили регистрацию и перепродажу дачи. Кроме того, арестованы все мои счета. Зарплата на карту не приходит, кредит на второй "Форд", осталось платить 1,9 миллиона, я гасить не могу. Живем в долг, выручают друзья. И это прошло только три месяца. Если так продлится? - рассказал супруг, добавив: - Я даже представить не могу, как 24 миллиона выглядят.
А по версии следствия, с июля 2015-го по июль 2020 года обвиняемая по договорам вела бухгалтерию коммерсантов и присвоила деньги "Лесинвестстроя". Важная деталь: официально Кузьмина устроена инженером коммерческого отдела МУП "Водоканал" в Бокситогорске с зарплатой около 25 тысяч рублей.
- Все фирмы, которые упоминаются в уголовном деле, зарегистрированы на номиналов в Пикалево, а фактически работали в одном помещении с МУПом на Заводской улице в Бокситогорске. Это одноэтажное здание. В шести кабинетах размещались пять организаций: МУПы "Благоустройство" и "Водоканал", три коммерческих. В комнате сидели вчетвером: два инженера коммерческого отдела, сотрудник отдела снабжения и юрист, - рассказала Ольга Кузьмина.
ООО "Лесинвестстрой", по данным системы "СПАРК", зарегистрировано в марте 2011 года на улице Заводской в Пикалево. Официальный профиль фирмы — подготовка строительных площадок. В 2019 году "Лесинвестстрой" отчитался об обороте в 84,9 млн рублей и аналогичной чистой прибыли. Большую долю выручки — 69,7 млн — принесли госконтракты на обустройство ливневой канализации в Борском поселении и ремонт тротуаров в Бокситогорске к ежегодному Дню Ленобласти. Подрядчика для работ, как писал 47news, выбирали без торгов - "Лесинвестстрой" стал тогда единственным желающим. Телефон учредителя и генерального директора фирмы Валерия Карасева на момент подготовки публикации не отвечал.
Как следует из материалов дела (копии у 47news есть), на допросах у следователя Кузьмина утверждала, что бухгалтерию "Лесинвестстроя" попросил вести директор городского "Водоканала" Руслан Гагиев.
- На второй день, как устроилась, он пригласил меня к себе и сказал, что нужно помочь с бухгалтерией фирмы. Генеральный директор выписал доверенность, на меня оформили бизнес-карту. Все распоряжения о финансах отдавал Гагиев: либо передавал устно, либо писал на бумажке суммы и назначения платежей, иногда в Whatsapp. Требования были разные: поначалу оформлялись договоры лизинга на фургоны-автолавки и строительную технику на колесах и гусеницах. Напокупали примерно 50 единиц техники. Бывали распоряжения об обнале — перевести деньги с электронного счета, снять с корпоративной карты и принести. За неделю могло быть распоряжение вывести 300-400 тысяч. Или составлялись какие-нибудь договоры об оказании консультационных услуг, чтобы составить отчет для налоговой. Все обсуждалось строго за закрытыми дверями, без мобильных телефонов. Я никому не имела права говорить, что происходит. Подтверждающие платежки и переписка с указанием сумм на рабочем компьютере и в моем мобильнике. Следствие легко может их изучить при желании, - прокомментировала Кузьмина. Те же показания она давала на допросе у следователя и во время очной ставки с руководителем "Водоканала" в начале октября (копия тоже имеется).
За покупку техники фирме выделена субсидия — 75 процентов от авансового платежа. В ответ коммерсанты обязались увеличивать штат сотрудников, зарплату сотрудников и прибыль.
- Все эти требования выполнялись только на бумаге. Чтобы оставаться на плаву, рассчитали, что будем сдавать технику в аренду, чтобы хватило покрыть расходы на лизинговый платеж ежемесячный, зарплату и налоги заплатить, - уверяет Кузьмина.
Прелестно, что в лизинг "Лесинвестстрой" приобретались не только спецмашины. Так, в декабре 2016-го "Лесинвестстрой" купил белый BMW X5 за пять миллионов рублей. В одном из приложений к договору Гагиев указан водителем. Переписка велась с бухгалтером Кузьминой, но акты и договор лизинга продавцы просили передать "Руслану". Фамилия директора "Водоканала" упоминается и в переписке сотрудников. Нанятая на место бухгалтера, оказавшейся под следствием, интересовалась, где найти документы.
приложения к договору с фамилией Гагиева и скрины писем
В материалах дела бухгалтер также указывала, что помогала с покупкой квартиры в центре Петербурга и контрактами на поставку стройматериалов для дома в Назрани. В целом список обязанностей Кузьминой вырос до регистрации новых фирм. Так, в 2017 году на Заводскую, 10, в Пикалево номинально въехало ООО "Универсал" - фирма по производству строительно-монтажных работ. Компанию сначала, по словам собеседницы, возглавил машинист-экскаваторщик, а позже — некая Абдулаева.
- Опять же, чтобы получить субсидии, нужно было найти подходящего кандидата: с местной пропиской и детьми. После уговоров он согласился, но затем что-то пошло не так, и назначили нового директора. Ее я видела раза два-три. Со счета этой фирмы по распоряжению Гагиева также выводила деньги, - рассказала Кузьмина.
- Когда исполняли распоряжения, понимали же, что нарушаете?
- Работа мне в целом нравилась, отношения и в коллективе, и с начальством были хорошие. Думала, ну что такого, тем более он всегда говорил, что с его сотрудниками никогда ничего не будет. Официальная зарплата — около 25 тысяч рублей. Естественно, за дополнительную нагрузку я получала бонусы, уже в конвертах: в зависимости от нагрузки от 10 до 80 тысяч рублей при максимальной загрузке. Все это меня абсолютно устраивало. Особо вопросов не задавала: если что-то не нравилось, можно было пойти на улицу. Работать негде, разве что кассиром в сетевом магазине.
- Как реагировали в налоговой на отчеты?
- Поначалу закрывали глаза. К концу 2019 года образовался крупный долг, сказали: "заплатите хотя бы 10 миллионов". В 2020 году руководителю понадобилось больше пятидесяти миллионов, стали выводить деньги. Затем Гагиев вызвал в кабинет и продиктовал текст объяснительной, что получила от фирмы 24 миллиона рублей. Это, по его словам, была гарантия, что, если придут из налоговой или полиции, я буду молчать. Когда в августе пришли с обыском, я была в шоке. Сразу позвонила ему, чтобы понять, что происходит. Он заявил: "Ну ты же брала деньги, отвечай". Когда я сказала, что не буду молчать, Гагиев сказал: "Подумай, проедусь же катком по тебе и по семье".
Строительная техника, приобретенная в лизинг, сдавалась в аренду ООО "Облспецстрой". Эта фирма зарегистрирована в декабре 2012 года в том же помещении, что "Лесинвестстрой" - на улице Заводской, 10, в Пикалево. Оборот "Облспецстроя" за 2019 год — 120,4 млн рублей при убытке в 2,7 млн. Генеральный директор компании — Татьяна Келлер. Как заявил на очной ставке Руслан Гагиев (копия протокола есть в распоряжении 47news), женщина — бывшая жена его дяди. Связаться с генеральным директором не удалось. Исполнительный директор "Облспецстроя" Абдула Абдулаев заявил, что не в курсе ситуации, и поспешил уйти со связи.
Фирма активно участвует в госзакупках — с начала года заключено 15 контрактов с администрацией Бокситогорского района, сельских поселений. Самый крупный подряд весом в 293 миллиона заключен в июне и предполагает реконструкцию школы на 115 мест с размещением двух групп детского сада в поселке Заборье.
- Причем у "Облспецстроя" для таких работ не хватало необходимого по контракту опыта. Чтобы формально получить его, с "Лесинвестстроем" заключили договор на реставрацию одноэтажного здания совхоза на 123 миллиона. Никакие работы не проводились. В этом можно легко убедиться, выехав на место. Документы также легко может получить следствие с рабочего компьютера, - утверждает Кузьмина.
Компания и ее исполнительный директор уже упоминались в нашем издании. В феврале 2017 года грузовики "Облспецсстроя" заметили на заброшенном карьере "Красноручейск", откуда вывезли 445 кубометров песка. Водители заявили, что туда их отправил замдиректора бокситогорского МУП "Благоустройство" Абдула Абдулаев. Вину он признал, заявив, что песок добывали для посыпки местных дорог. В отношении замдиректора было возбуждено уголовное дело о краже. Тогда местный депутат также указывал журналисту на связь "Облспецстроя" с директором "Водоканала".
47news позвонил и директору МУП "Водоканал" Руслану Гагиеву.
- Район маленький, очень много пересечений. Кто-то когда-то на ком-то был женат. Много пересечений дружеских, родственных. По поводу вывода денег не могу ничего сказать. Она работала в "Водоканале" в коммерческом отделе и дополнительно оказывала услуги этой компании. Я не имею отношения к данной компании, поэтому не могу ничего пояснить. Она меня оговаривает, - заявил Гагиев.
- А на белой BMW нарушали?
- Возможно, с товарищами куда-то ездили. Все в Бокситогорске друг друга знают, общаются, такое возможно. Но она мне не принадлежит никаким образом.
Андрей Карлов,
47news