Граждане смогут защитить себя от звонков спамеров. Абонентов собираются наделить правом обращаться к оператору связи с требованием о блокировке рекламных номеров, пишут в четверг "Известия". Соответствующий проект изменений в закон "О связи" разработало Минцифры.

Согласно проекту, абонент сам может обратиться к оператору связи с требованием о блокировке номера спамера. Сотовая компания передаст сведения в специальную систему, которую будет вести Роскомнадзор. В случае подтверждения спама номер в течение суток занесут в перечень и заблокируют.

Законопроект Минцифры — это давно назревшая инициатива, считает генеральный директор "ОрдерКома" Дмитрий Галушко. Граждан стоит наделить правом самостоятельно принимать решение, готовы ли они получать рекламные звонки.

Для этих целей можно создать федеральный реестр номеров, в отношении которых ввести запрет на спам, считает эксперт. Абонент сможет оставить заявку через личный кабинет на портале госуслуг о том, что не хочет получать рекламные звонки. Пожелания примет к сведению оператор связи и передаст их в Роскомнадзор. Тот занесет номер абонента в список и оповестит рекламораспространителей, которые платят госпошлину за доступ к базе номеров. После появления абонента в реестре рекламщики должны будут прекратить звонить ему, иначе им грозит штраф в размере от 100 до 500 тыс. рублей — эти меры уже зафиксированы в ст. 14.3. КОАП (Нарушение законодательства о рекламе).

Есть у инициативы и противники. Ведение реестра антиспам-номеров "Мегафон" считает неэффективным. В пресс-службе компании добавили, что он не принесет никакой практической пользы абонентам как минимум до тех пор, пока не будет решена проблема подмены номеров.

Схожего мнения придерживается и генеральный директор "Ассоциации операторов телефонной связи" Сергей Ефимов. По его словам, первостепенной задачей следует определить достоверность номеров инициаторов звонка. Ведь при подмене полиция будет предъявлять претензии невиновному лицу, объясняет он.